3.1. Главная цель областной государственной жилищной политики – создание механизма функционирования сбалансированного рынка жилья и жилищных услуг на территории Иркутской области и разделение ответственности между его участниками. Под сбалансированностью рынка жилья и жилищных услуг понимается совокупность следующих факторов:
Наличие на рынке жилья и жилищных услуг различных потребительских свойств и качеств, доступных различным категориям граждан соответственно уровню их доходов;
Возможность получения долгосрочных финансовых заимствований застройщиками жилья;
Субсидирование государством в рамках социальной нормы жилья оплаты части жилищно-коммунальных услуг для отдельных категорий граждан, чей уровень доходов ниже установленных социальных стандартов;
Разделение функций управления, эксплуатации и обслуживания жилья.
3.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
3.2.1. Создание для основной массы населения условий для улучшения жилищных условий путем найма или приобретения в собственность индивидуального жилья;
3.2.2. Содействие созданию рыночных механизмов и инфраструктуры рынка жилья, обеспечивающих доступность жилья и жилищных услуг гражданам в соответствии с их платежеспособным спросом при условии определенных государственных гарантий и контроля;
3.2.3. Создание системы эффективного управления жилищным фондом.
Предпосылкой для эффективного управления жилищным фондом служит наличие достаточного количества конкурирующих фирм.
3.2.4. Развитие различных систем финансирования строительства и капитального ремонта жилищного фонда, в том числе за счет долгосрочного кредитования застройщиков и собственников жилищного фонда, а также целевая поддержка нуждающихся в улучшении жилищных условий различных категорий граждан при приобретении или найме жилья.
3.2.5. Развитие земельных отношений.
Для обеспечения успешного функционирования рынка жилья необходимо обеспечение застройщиков и владельцев жилья гарантиями того, что земельные участки, на которых находится или будет создана недвижимость, будут оставаться во владении в течение того срока, на который создается недвижимость.
3.2.6 Условия градостроительства:
При застройке земельных участков следует учитывать нормативные сроки строительства для соответствующих типов зданий, возводимых на данных участках. В целях стимулирования эффективного использования земельных участков при застройке при нарушении нормативных сроков строительства на застройщиков должны налагаться санкции, делающие нарушение сроков не выгодным.
В целях снижения стоимости строительства жилья на территории области также необходим переход к упрощению процесса получения участков земли под застройку жилья. Кроме того, необходимо также создание механизма контроля за эффективностью использования участков под застройку. Контроль за эффективностью использования земельных участков должен основываться на принципах прогрессивной ставки оплаты за земельный участок. Так, если застройка осуществляется в течение нормативного срока строительства здания, ставка оплаты должна быть минимальной. При превышении срока строительства в 1,5 – 2 раза должен применяться повышающий коэффициент. При значительном превышении (более чем в 2,5 раз) – ставка оплаты должна значительно возрасти, и при отсутствии строительной деятельности на площадке должен решаться вопрос о ее передаче более эффективному собственнику.
Сокращение сроков строительства неизбежно приведет к снижению расходов, связанных с инфляционными процессами, возникающими в тех случаях, когда строительный процесс растянут на долгое время. Кроме того, появляется возможность развития различных схем кредитования застройки жилья, так как срок, после которого начинается возврат вложенных в строительство ресурсов, значительно сокращается.
В связи с необходимостью ускорения застройки и создания недорогого жилья появляется стимул к развитию и совершенствованию технологий производства строительных материалов и ведения строительно-монтажных работ. Появление на рынке крупных заказчиков, имеющих возможность самостоятельно определять тип застройки, сроки и вид исполнения жилья создаст возможность появления новых строительных технологий.
В уcлoвияx ocтpoгo дефицита cpедcтв эффективная жилищная пoлитика пpедпoлагает oптимальнoе pаcпpеделение финанcoвыx и других pеcуpcoв между нoвым cтpoительcтвoм, c oднoй cтopoны, и coдеpжанием и pемoнтoм cущеcтвующегo жилищнoгo фoнда, c дpугoй, а также обеспечение наличия на рынке жилья и жилищных услуг различного качества.