ОДОБРЕН
постановлением губернатора
Иркутской области
от _____________№ _______
КОМИТЕТ ПО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОЕКТ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ КОММУНАЛЬНОЙ
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
С 2004 ПО 2006 ГОД»
ИРКУТСК
2003
ПАСПОРТ
Наименование программы |
Областная государственная целевая программа «Развитиекоммунальной теплоэнергетики Иркутской области с 2004 по 2006 год» |
Основание для разработки
программы |
Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. №797; Концепция развития и реформирования коммунальной теплоэнергетики Иркутской области, одобренная постановлением губернатора области от 14.11.2000 г. №365-пг.
Программа направлена на продолжение реализации системы мероприятий областной государственной целевой программы развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области до 2003 года, утвержденной постановлением Законодательного собрания от 28.11.2001г. №12/25-ЗС.
|
Заказчик
программы |
Администрация Иркутской области. |
Основные разработчики
программы |
Комитет по жилищной политике администрации Иркутской области;
ОГУ «Центр энергоресурсосбережения».
|
Цели
программы |
Основными целями программы являются:
- реконструкция и модернизация существующих котельных и тепловых сетей с целью достижения качественного теплоснабжения населения при условии экономической устойчивости работы системы теплоснабжения;
- снижение затрат на производство тепла для городов и населенных пунктов области в среднем на 300-400 руб./Гкал и, как следствие, снижение дотационной составляющей местных бюджетов.
|
Сроки реализации программы |
2004-2006 годы. |
Перечень основных мероприятий и подпрограмм |
Поставленные цели достигаются с помощью оптимизации экономических и технических аспектов функционирования систем теплоснабжения городов и населенных пунктов области, проведения единой ценовой, технической, кадровой политики в коммунальной теплоэнергетике, что в т.ч. включает следующие мероприятия:
- оптимизация системы теплоснабжения городов и населенных пунктов области за счет закрытия или модернизации нерентабельных теплоисточников или, при необходимости, строительства новых котельных с использование высокоэффективного котельного и котельно-вспомогательного оборудования;
- ремонт ветхих и аварийных тепловых сетей, реконструкция и модернизация внутренних систем теплоснабжения;
- защита от электрохимической коррозии вновь построенных, реконструируемых и ремонтируемых инженерных сооружений и тепловых сетей;
- внедрение энергоэффективных технологий на объектах коммунальной теплоэнергетики;
- проведение единой технической, ценовой и кадровой политики в отрасли;
- создание механизмов привлечения инвестиционных ресурсов внебюджетных источников и использование системы кредитования для реализации стратегии развития коммунальной теплоэнергетики, повышение надежности систем теплоснабжения и улучшения качества обеспечения тепловой энергией жилого фонда и объектов социальной сферы. |
Источники финансирования |
Финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета.
Объем финансирования на период с 2004 по 2006 годы составляет 1 185,8 млн. рублей, в т.ч. по годам: 2004 – 390,0 млн. рублей, 2005 – 390,4 млн. рублей, 2006 – 405,4 млн. рублей.
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Реализация программы обеспечит достижение следующих результатов:
- повышение надежности и улучшение качества теплоснабжения городов и населенных пунктов области;
- снижение затрат на производство тепла и, как следствие, сокращение бюджетного финансирования;
- уменьшение количества и масштаба аварий на инженерных сооружениях и тепловых сетях, снижение прямых и косвенных убытков от них;
- cсуммарная экономия средств, ожидаемая после реализации мероприятий по модернизации систем теплоснабжения городов и населенных пунктов, составит 270,5 млн. рублей. |
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за реализацией программы осуществляется комитетом по жилищной политике администрации Иркутской области. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств осуществляется главным распорядителем бюджетных средств – главным финансовым управлением администрации Иркутской области. |
I. Общие положения
Областная государственная целевая программа «Развитие коммунальной теплоэнергетики Иркутской области с 2004 по 2006 год» (далее – Программа) разработана в рамках подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. №797 и на основе Концепции развития и реформирования коммунальной теплоэнергетики Иркутской области, одобренной постановлением губернатора области от 14.11.2000г. №365.
Программа направлена на продолжение реализации системы мероприятий, проводимых в рамках областной государственной целевой программы развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области до 2003 года, утвержденной постановлением законодательного собрания №12/25-ЗС от 28.11.2001 г.
Программа направлена на решение технических, технологических и экономических проблем коммунальной теплоэнергетики Иркутской области в рамках единого системного подхода.
В результате выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных программой, ожидается снижение риска возникновения крупномасштабных аварийных ситуаций на объектах коммунальной теплоэнергетики, повышение качества и надежности теплоснабжения и формирование факторов устойчивого экономического развития предприятий коммунальной теплоэнергетики, а также снижение затрат на коммунальные услуги для населения.
II. Анализ итогов реализации областной государственной целевой программы развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области до 2003 года
Основные организационные и технические мероприятия, реализованные в рамках Программы развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области до 2003 год имели характер аварийных работ и были направлены на ликвидацию или предотвращение чрезвычайных ситуаций и крупномасштабных аварий. Данный подход позволил минимизировать количество городов и населенных пунктов области, системы теплоснабжения которых находились в предаварийном состоянии.
В рамках мероприятия программы «Реконструкция теплоисточников, тепловых сетей и внутренних систем теплопотребления» выполнено следующее:
1. Завершены работы по реконструкции систем теплоснабжения п.Пивовариха Иркутского района, п.Новомальтинск Усольского района.
2. На завершающем этапе находятся работы по реконструкции систем теплоснабжения г.Усть-Кута, п.Чунский, г.Черемхово.
В г.Усть-Куте в результате реконструкции формируется единый комплекс теплогенерирующих объектов. Связующим звеном двух теплоисточников выступает тепловой пункт. Тепловой пункт оснащен пластинчатыми теплообменниками и служит для передачи тепла от котельной «Лена» к потребителям м/р «Речники». В случае недостаточного нагрева теплоносителя на котельной «Лена» в работу, в пиковом режиме, включается мазутная котельная «Центральная». Для обеспечения работы теплоисточников в едином режиме построен участок теплосети от котельной «Лена» до теплового пункта, и произведены работы по перекладки головных участков тепловой сети от теплоисточников.
Принятие данной схемы реконструкции позволяет, в первую очередь, снизить загрузку мазутной котельной и, тем самым, обеспечить снижение потребления дорогостоящего топлива – мазута. Кроме того, реализация данной схемы в комплексе с мероприятиями по реконструкции тепловых сетей повысит надежность системы теплоснабжения центральной части г.Усть-Кута.
Всего на выполнение работ по реконструкции системы теплоснабжения г.Усть-Кута в течение 2001-2003 гг. из областного бюджета выделено 204,3 млн. руб.
В г.Черемхово проведены работы по реконструкции тепловых сетей. Аварийное состояние тепловых сетей вызывало увеличение подпитки городской ТЭЦ до 1100 м3/ч вместо 350 м3/ч нормативных. В результате выполнения работ по перекладке ветхих участков тепловых сетей, ремонта внутридомовых систем отопления объем подпитки снизился до 600 м3/ч, что позволило в отопительном сезоне 2002-2003 гг. получить экономию средств в объеме 13 млн. руб. Всего на проведение мероприятий по реконструкции системы теплоснабжения г.Черемхово из областного бюджета израсходовано 71,9 млн. рублей.
При проведении реконструкции системы теплоснабжения п.Чунский, выведена из эксплуатации нерентабельная котельная «Западная», проведены реконструкция существующих сетей, строительство нового участка магистрали и реконструкция котельной «Центральная». Котельная «Северная» находится в стадии перевода в пиковый режим. Проведенные мероприятия позволили снизить себестоимость производства тепловой энергии на 104 руб./Гкал, повысить устойчивость теплоснабжения населения, улучшить экономические показатели работы муниципального теплоэнергетического предприятия. Всего, на проведение мероприятий по реконструкции системы теплоснабжения п.Чунский, из областного бюджета выделено 75,3 млн. рублей.
Завершены работы по реконструкции систем теплоснабжения п.Алехино Черемховского района. Взамен старой котельной, установленная мощность которой в 11 раз превышала тепловую нагрузку поселка, построена новая котельная.
Так же завершаются работы по реконструкции систем теплоснабжения п.Тубинский Усть-Илимского района. Закрыта старая котельная, эксплуатация которой была убыточна. При этом, путем увеличения мощности, реконструирована котельная, территориально расположенная вблизи жилого массива, и построен новый участок теплотрассы. Закрытие убыточной котельной и отключение участка теплотрассы, находившегося в аварийном состоянии, повысили устойчивость теплоснабжения поселка и улучшили экономические показатели работы муниципального теплоэнергетического предприятия. Сумма финансирования данных мероприятий составила 7 млн. рублей.
Реализация мероприятий указанного раздела осуществлялись за счет привлеченных кредитных ресурсов, а также безвозмездных ссуд из областного бюджета. Всего выполнено работ по реконструкции систем теплоснабжения на сумму 413,96 млн. рублей.
Итоговым результатом проведенных работ за последние три года стало выведение из кризисного состояния систем теплоснабжения следующих территорий:
п.Тубинский Усть-Илимского района (население 2,0 тыс. чел.);
п.Чуна (население 6,5 тыс.чел.);
центральная часть г.Тулуна (население 4,0 тыс. чел.);
п.Ново-Мальтинск Усольского района (население 2,5 тыс.чел.);
п.Алехино Черемховского района (население 1,1 тыс.чел.);
п.Пивовариха Иркутского района (население 1,0 тыс.чел.);
г.Усть-Кут (население 16,0 тыс. чел.);
г.Черемхово (население 28,0 тыс.чел.);
п.Лесогорск Чунского района (население 5,8 тыс. чел.).
Реализованные за период с 2000 по 2003 годы в рамках программы развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области мероприятия и оценка их экономической эффективности представлены в таблице №1.
Реализованные мероприятия, объем финансирования
и их экономическая эффективность
Таблица №1
Населенный пункт,
мероприятие |
Затраты на мероприятие, млн. руб. |
Экономический
эффект,
млн. руб./год |
п.Новомальтинск Усольского района.
Строительство механизированной котельной теплопроизводительностью 6 Гкал/ч, реконструкция инженерных сетей (2000 г.) |
31,2 |
2,3 |
г.Усть-Кут
Реконструкция системы теплоснабжения
города (I этап) (2001-2002 г.г.) |
204,3 |
53,6 |
п.Пивовариха Иркутского района.
Строительство механизированной котельной с котлами ИСЭМ 4 Гкал/ч (2001 г.) |
11,24 |
0,97 |
п.Чунский
Реконструкция системы теплоснабжения поселка с закрытием котельных «Западная» и «Северная» (I этап) (2000-2002 г.г.) |
75,3 |
10,24 |
п.Алехино Черемховского района.
Строительство механизированной угольной котельной теплопроизводительностью
2 Гкал/ч (2000-2002 г.г.) |
6,6 |
1,23 |
г.Бодайбо
Автоматизированная котельная мощностью
3 МВт на сырой нефти (2000-2002 г.г.) |
6,4 |
ожидаемый
7,2 |
г.Черемхово
Реконструкция тепловых систем от ТЭЦ-12 для сокращения сверхнормативной подпитки (2000-2002 г.г.) |
67,7 |
13,0 |
п.Каркасный г. Усолье-Сибирское.
Строительство теплотрассы для подключения к ТЭЦ-11 (2002 г.) |
9,99 |
0,55 |
п.Михайловка Черемховского района
Перекладка тепловых сетей
(I этап, 8 участков, 2002 г.) |
3,43 |
0,17 |
п.Тубинский Усть-Илимского района
Реконструкция котельной НГЧ,
закрытие котельной ДОК. (2002 г.) |
7,0 |
3,43 |
г.Тулун
Реконструкция котельной «Центральная» (2002 г.) |
18,0 |
- |
Разработка, изготовление и опытная эксплуатация угольных водогрейных котлов теплопроизводительностью 0,5; 1; 2; 3 Гкал/ч |
12,5
|
- |
Итого: |
453,66 |
90,73 |
В рамках мероприятия «Разработка и производство механизированных котлов теплопроизводительностью 0,7-3,0 Гкал/ч» ООО НПЦ «Новые технологии для коммунальной энергетики» с привлечением специалистов ЗАО «Системы теплообеспечения» (бывший завод «Сибтепломаш» в г.Братске) и Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева (ИСЭМ СО РАН) в течение 2000 - 2003 годов для нужд коммунальной теплоэнергетики Иркутской области был разработан, изготовлен и введен в эксплуатацию типоряд водогрейных котлов теплопроизводительностью от 0,5 до 3,0 Гкал/час.
Горячие балансовые испытания, проведенные на испытательном полигоне завода, показали, что котлы отвечают современным экологическим требованиям, имеют высокое значение КПД (до 80%,) плавную регулируемость теплопроизводительности от 25% до 100%. Котлы удобны в эксплуатации, отличаются высокой ремонтопригодностью, и их использование позволит существенно снизить роль ручного труда в коммунальных котельных.
Опытные экземпляры котлов размещены в п.Алехино Черемховского района на вновь построенной котельной, в г.Тулуне на котельной БПК, в котельных в г.Иркутске, п.Хомутово, п.Пивоварихе Иркутского района. На всех перечисленных объектах в течение отопительного сезона 2002-2003 гг. проводится мониторинг работы теплоисточников с новыми котлами.
Всего на эти цели из областного бюджета направлено 12, 504 млн. рублей.
В рамках мероприятия «Проведение энергоисследований, коррозионных и технических обследований объектов коммунальной теплоэнергетики области» проведены энерго- и гидравлические антикоррозионные исследования систем теплоснабжения г.Черемхово, г.Усть-Кута, г.Железногорска, г.Свирска, п.Михайловка Черемховского района. На эти цели были определены финансовые ресурсы в размере 2,239 млн. рублей.
Результатом выполненных работ являются отчеты, содержащие обоснованные рекомендации по перекладке аварийных участков теплотрасс, проведению гидравлической наладки теплосетей и проведению антикоррозионной защиты трубопроводов. Эти рекомендации были реализованы при подготовке систем теплоснабжения обследованных населенных пунктов к отопительному сезону 2002-2003 годов и будут учитываться в дальнейшем.
Выполнена работа «Энергетическое обследование и проведение расчетов по использованию угля местных месторождений для нужд коммунальной теплоэнергетики». Данная работа выявила технико-экономические перспективы разработки локальных угольных месторождений Иркутской области.
Всего на реализацию данных мероприятий использовано 4,719 млн. рублей.
ИСЭМ СО РАН выполнена работа «Создание и внедрение информационно-вычислительных комплексов для управления системами теплоснабжения». Внедрение информационно-вычислительного комплекса позволит:
Обеспечить оптимальную работу системы теплоснабжения центральной части Усть-Кута с максимальным экономическим эффектом;
Принимать управленческие решения, апробировать их сначала на компьютере, а затем реализовывать;
Выводить на плане города и интерпретировать результаты расчета в графической форме (пъезометрические графики, температурные графики отпуска тепла источниками, нарушения параметров);
Компактно хранить, накапливать и архивировать данные.
Информационно-вычислительный комплекс получил высокую оценку специалистов всех уровней, включая ОАО «Иркутскэнерго», передан в теплоснабжающую организацию г.Усть-Кута и рекомендован для применения в других населенных пунктах научно-экспертным советом по энергоэффективности при администрации области.
Обобщение и анализ результатов реализации Программы развития коммунальной теплоэнергетики до 2003 года, накопленный методический, производственный и организационный потенциал позволили сформулировать новые подходы к формированию целевой политики развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской области. Эти подходы базируются уже на ином принципе – принципе экономической целесообразности и энергоэффективности.
III. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами
Кризисное состояние коммунальной теплоэнергетики Иркутской области обусловлено высоким уровнем затратности этой отрасли, отсутствием экономических стимулов и простых, доступных для муниципалитетов, вариантов решения проблемы снижения издержек при производстве тепловой энергии. Высокая степень износа основных фондов по теплогенерирующему и теплосетевому оборудованию, низкий уровень эксплуатации, неэффективная работа предприятий коммунальной теплоэнергетики - все эти факторы вызывают угрозу возникновения крупномасштабных аварийных ситуаций, снижают надежность теплоснабжения населенных пунктов и ведут к разбалансированности экономики отрасли.
Изменение ситуации в сторону повышения экономической и энергетической эффективности объектов коммунальной теплоэнергетики требует значительных капитальных вложений, инвестирование которых должно носить плановый, системный характер.
Опыт реализации программы «Развитие коммунальной теплоэнергетики Иркутской области до 2003 г.» и анализ сформировавшейся в последние годы ситуации в коммунальной теплоэнергетике области показали, что фактическая, ежегодная потребность в инвестиционных ресурсах составляет не менее 430 млн. руб. Однако, ограниченность средств областного бюджета не позволяет ориентироваться на покрытие необходимых для устойчивого функционирования объектов коммунальной теплоэнергетики области затрат за счет областных средств.
Вариантом выхода из сложившейся ситуации является либо частичное субсидирование проектов с условием долевого участия областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, либо целевое кредитование, либо организация схемы лизинга дорогостоящего теплоэнергетического оборудования. Перечисленные выше схемы финансовых взаимоотношений могут быть применимы только в случае высокой экономической эффективности мероприятий по реконструкции и модернизации объектов коммунальной теплоэнергетики.
Наиболее перспективными в этом смысле являются мероприятия по замене жидкого топлива (мазут, нефть) на более дешевые виды топлива – уголь, отходы деревопереработки.
Сформировавшаяся в настоящее время динамика повышения цен на жидкие энергоносители ставит под угрозу надежность и экономическую целесообразность работы мазутных и нефтяных теплоисточников. Так, уже в отопительном сезоне 2002-2003 гг. стоимость мазута в г. Бодайбо составила 5687 руб./т. В результате, даже при достаточно высокой эффективности работы теплоисточников, себестоимость производства тепловой энергии на котельной ЦОК-2 г. Бодайбо составила 1354 руб./Гкал. Подобная картина сохраняется и для южных территорий области. Так в п.Савватеевка Ангарского района, наименее удаленном от крупнейшего производителя мазута, себестоимость производства тепловой энергии на мазутной котельной составляет 834 руб./Гкал. В это же время средняя по области себестоимость производства тепловой энергии на угольных теплоисточниках составляет около 550 руб./Гкал. Очевидная разница в 400-500 руб./Гкал является достаточной для обоснования целесообразности проведения мероприятий по модернизации котельных с переводом на сжигание угля. При этом расчеты показали, что срок окупаемости этих мероприятий в зависимости от установленной мощности котельной, может колебаться от 0,8 года до 2,5 лет.
Следующим по эффективности капвложений следует поставить мероприятия по оптимизации систем теплоснабжения с закрытием мазутных или нерентабельных угольных котельных. Формирование структуры централизованного теплоснабжения городов и населенных пунктов области редко носило плановый характер, микрорайоны возникали рядом с вновь строящимися предприятиями, а теплоснабжение их осуществлялось, в том числе и от ведомственных теплоисточников. После массовой передачи ведомственных теплоисточников в ведение муниципалитетов, экономика производства тепловой энергии для теплоснабжения жилого сектора разрозненными котельными приобрела угрожающе нерентабельный характер. Анализ технико-экономических обоснований реконструкций систем теплоснабжения г.Тулуна, п. Малая Топка Иркутского района, п. Качуг Качугского района и других показал, что срок окупаемости мероприятий по оптимизации систем теплоснабжения составляет от 2,5 до 3,5 лет, что также является целесообразным с точки зрения экономической эффективности.
Существенную экономию средств можно получить и за счет модернизации систем теплоснабжения городов и населенных пунктов, включающую в себя реконструкцию котельных с заменой изношенного котельного и котельно-вспомогательного оборудования, замену ветхих участков теплотрасс, ремонт абонентских вводов и гидравлическую наладку тепловой сети. Опыт проведения подобных реконструкций показал, что срок окупаемости данных мероприятий может колебаться от 0,5 года до 4,5 лет в зависимости от степени износа системы.
Таким образом, формируя программу инвестиционных проектов, рассчитанную на три года, в первую очередь, следует ориентироваться на проекты, имеющие срок окупаемости менее и немногим более трех лет.
Однако, не следует забывать и о социально значимых проектах. К таким проектам относятся мероприятия по модернизации элементов систем теплоснабжения населенных пунктов, работающих в предаварийном режиме. Для реализации данных мероприятий необходимы значительные капитальные затраты, срок окупаемости которых не позволяет говорить об инвестиционной привлекательности. Для примера можно рассмотреть теплоснабжение с.Бугульдейка Ольхонского района. Сельская котельная, в том числе отапливающая социально значимый объект – школу, в настоящее время почти полностью разрушена, оборудование изношено и ее дальнейшая эксплуатация невозможна. Для обеспечения теплоснабжения села необходимо строительство новой котельной.
Зачастую правильность выбора технических и технологических решений является основным фактором, обеспечивающим надежность работы системы теплоснабжения. Однако разветвленная структура управления не предусматривает восприятие системы теплоснабжения города или населенного пункта как единого механизма. Фактически отсутствует структура, которая способна технически грамотно проанализировать существующую ситуацию и правильно выбрать экономически взвешенные решения по модернизации и развитию всей системы теплоснабжения населенного пункта с учетом перспективы ее изменения и, главное, нести ответственность за последствия реализации такого решения.
По результатам последнего десятилетия необходимо признать очевидный факт, что введение теплоснабжения в общую систему управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципальных образований привело к технической деградации котельных и теплосетей.
Отсутствие рыночных механизмов управления теплоснабжением, постоянное недофинансирование, частая структурная реорганизация ЖКХ, привели к тому, что многие администрации фактически стали выполнять несвойственные им функции теплоснабжающих предприятий: закупать и распределять топливо, определять объемы ремонта, подрядчиков и т.д.
Согласно договору с администрацией муниципального образования, в условиях невыплаты дотаций и неплатежей по объектам бюджетной сферы, руководитель предприятия ЖКХ обязан обеспечить только поставку оплаченного количества тепла, в то же время согласно контракту с главой администрации, он же обязан при любых условиях обеспечить качественное теплоснабжение. Руководитель, согласившейся на такой контракт, вынужден выполнять любые самые неквалифицированные распоряжения администрации, принимая на себя полную ответственность за их результаты.
В некоторых муниципальных образованиях сложились крайне напряженные отношения между владельцами приватизированных теплоисточников и администрациями муниципальных образований. Основная причина нежелание, а часто и невозможность, выплаты администрацией в полном объеме льгот и дотаций. Неплатежи приводят к нарушению режимов теплоснабжения, недоотпуску тепла, т. е. встречным претензиям, что до крайности затрудняет и затягивает разбирательства в арбитраже.
IV. Основные цели и задачи
1. Цели:
Программа направлена на стабилизацию технических и экономических аспектов функционирования систем теплоснабжения городов и населенных пунктов Иркутской области. Стабилизация ситуации в отрасли достигается за счет реализации системы мероприятий, имеющих в своей основе взвешенные, высокоэффективные технические подходы, по возможности, соединяющие в себе накопленный за последние годы предприятиями коммунальной теплоэнергетики Иркутской области опыт и новые технологии. Технические аспекты программы подкрепляются системой экономических и организационно-методических мероприятий. Основная цель реализации комплекса мероприятий программы заключается: в реконструкции и модернизации существующих котельных и тепловых сетей с целью достижения качественного теплоснабжения населения при условии экономической устойчивости работы системы теплоснабжения; снижении затрат на производство тепла городов и населенных пунктов области и, как следствие, снижении дотационной составляющей местных бюджетов. В результате коммунальная теплоэнергетика должна приобрести качественно новые свойства:
устойчивость функционирования коммунальных системы теплоснабжения в режиме самоокупаемости;
исключение возможности возникновения аварий в системах теплоснабжения и на инженерных сооружениях;
способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
способность эффективно и рационально использовать собственные ресурсы территорий области с применением энерго - и ресурсосберегающих технологий (приоритетное использование в качестве основного вида топлива для коммунальной теплоэнергетики бурых углей месторождений Восточной Сибири);
способность самостоятельно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям;
стать инвестиционно привлекательной отраслью.
2. Задачи:
Для достижения указанных целей необходимо последовательно реализовать ряд ключевых задач, в том числе:
Осуществлять единую техническую политику в отрасли ЖКХ, требовать строгого соблюдения ГОСТ и СНиП, обязательного выполнения проектных работ при строительстве, реконструкции, ремонте инженерных сооружений и сетей.
Реконструкция систем теплоснабжения городов и населенных пунктов области путем рационализации схем теплоснабжения, закрытия и модернизации нерентабельных котельных.
Выполнять защиту от электрохимической коррозии инженерных сооружений и тепловых сетей при их ремонте, реконструкции и строительстве.
Замена ветхих тепловых сетей и ремонт внутренних систем теплоснабжения.
Снижение себестоимости производства тепловой энергии и минимизация дотационной составляющей при оплате услуг по теплоснабжению.
Внедрение в повседневную практику предприятий теплоэнергетики механизма управления, ориентированного на приоритет экономических параметров хозяйственной деятельности.
Проведение мероприятий по использованию в коммунальной теплоэнергетике области современных технологий и оборудования с учетом наиболее дешевых для каждой территории топливных ресурсов.
Минимизация применения мазута и других видов энергетического топлива, непрогнозируемый рост цен на которые может привести к нарушению экономической стабильности деятельности предприятий.
Внедрение в повседневную практику хозяйственной деятельности предприятий в необходимом и достаточном количестве средств контроля качественных и количественных технологических параметров, непосредственно влияющих на расход топливных ресурсов.
Проведение мероприятий, направленных на внедрение современных информационных технологий, предназначенных для обработки информации и принятия управленческих решений на основе оперативного анализа технологических процессов.
Формирование системы взаимодействия администраций муниципальных образований, администрации области, проектных, научных, производственных предприятий и организаций с целью оказания методической и технической помощи теплоэнергетическим предприятиям области.
Организация системы обучения, подготовки, переподготовки управленческого, инженерного, оперативно-технического персонала для областных и муниципальных теплоэнергетических предприятий.
Внедрение экономически выгодных энергосберегающих технологии.
Создание благоприятного климата для инвестирования в теплоэнергетику.
Формирование подходов и принципов, позволяющих повысить общественный статус теплоэнергетики.
V. Система программных мероприятий.
Решение задач, определяемых программой, требует проведения комплекса мероприятий, вытекающих из анализа положения дел в коммунальной теплоэнергетики Иркутской области. Мероприятия делятся по разделам:
Раздел I
Мероприятия, направленные на оптимизацию экономических и технических аспектов функционирования систем теплоснабжения городов и населенных пунктов области.
Раздел II
Организационно-технические мероприятия, направленные на реализацию единой ценовой, технической, кадровой политики.
Раздел I
«Оптимизация экономических и технических аспектов функционирования систем теплоснабжения городов и населенных пунктов области».
Развитие предпосылок формирования аварийных ситуаций начинается в первую очередь с неэффективного использования финансовых ресурсов и отсутствия необходимого для поддержания нормальной работоспособности системы при данном режиме управления объема средств. Отсутствие у муниципальных теплоэнергетических предприятий денежных средств на замену выработавшего свой ресурс оборудования, на проведение модернизации системы приводит к повышению затрат на производство тепловой энергии за счет перерасхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), которое является следствием сверхнормативных потерь и утечек и использования экономически нецелесообразных видов топлива. Бюджет нерационального использования ТЭР на некоторых предприятиях коммунальной теплоэнергетики достигает десятков миллионов рублей в год. Реализация различных финансовых схем адресного участия средств областного бюджета при осуществлении мероприятий по реконструкции и модернизации убыточных котельных, перекладки ветхих участков теплотрасс при обязательном применении средств защиты от электрохимической коррозии, рационализации систем теплоснабжения с закрытием нерентабельных теплоисточников, внедрения приборов учета и регулирования и др. является необходимым фактором обеспечения надежности теплоснабжения населения области.
1.1. Реконструкция систем теплоснабжения с целью исключения использования жидких энергоносителей
Основным и наиболее дешевым видом топлива для коммунальной теплоэнергетики Иркутской области является уголь месторождений Восточной Сибири (см. рис.1).
Рис.1. Характеристика объемов использования различных видов топлива для нужд коммунальной теплоэнергетики Иркутской области.
При нынешней ценовой политике нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих компаний использование мазута для нужд ЖКХ может быть оправдано только жесткими экологическими ограничениями. Элементарные расчеты показывают, что даже при удельных капитальных вложениях в реконструкцию мазутных котельных близких к капвложениям в строительство новых котельных (2 млн. руб. на 1 Гкал/ч установленной мощности) срок окупаемости мероприятий по переводу мазутных котельных на сжигание угля не превышает 2,5 лет.
По области насчитывается 47 котельных, работающих на жидких энергоносителях. Список этих котельных представлен в приложении №1, табл. 1. Расчеты показали, что потенциал сокращения ежегодных топливных затрат при замене мазута и нефти на уголь составляет 387,1 млн. руб.
Эффективность замены жидких энергоносителей на уголь в коммунальных котельных наиболее демонстративна в котельных большой установленной мощности. Так, в котельной ЦОК-2 г.Бодайбо уже в отопительном сезоне 2002-2003 года стоимость мазута составила 5687 руб./т., что фактически в пять раз превышает стоимость угля. Расчеты показывали, что мероприятия по переводу данной котельной на сжигание угля только за счет снижения топливной составляющей в себестоимости угля окупятся в течение 1,2 года.
Годовой расход мазута в котельной п.Савватеевка Ангарского района, по данным УЖКХ «Савватеевское», составляет 1840 тонн в год. При прогнозируемой цене мазута 4000 руб./т., годовая топливная составляющая в себестоимости производства тепловой энергии оценивается на уровне 7 млн. 360 тыс. руб. Переход на уголь, при прогнозируемой цене угля 700 руб./т, позволит уменьшить годовую топливную составляющую на 4 млн. руб. в год.
Использование дорогостоящих жидких энергоносителей в совокупности с завышенным удельным потреблением топлива, вызванным сверхнормативными потерями теплоносителя при транспортировке, приводит к полной дестабилизации экономической составляющей деятельности муниципальных теплоэнергетических предприятий.
В п.Тайтурка Усольского района, где основная нагрузка поселка лежит на мазутной котельной, сверхнормативная выработка в 1,36 раза превышает расчетно-необходимое количество тепла для обеспечения тепловой нагрузки, ГВС и нормативных потерь. Реконструкция системы теплоснабжения поселка за счет закрытия нерентабельной котельной №3, перекладка ветхих и строительство новых участков тепловых сетей и перевод центральной котельной на сжигание угля позволит сократить ежегодные затраты на 4,4 млн. руб.
Теплоснабжение п.Малая Топка Иркутского района осуществляется от двух ведомственных котельных, одна из которых мазутная. Работа обоих теплоисточников является убыточной. Технико-экономическое обоснование показало, что единственно целесообразным вариантом обеспечения теплом поселка является строительство нового угольного теплоисточника с отключением от ведомственных котельных.
При проведении мероприятий по переводу мазутных котельных на сжигание угля, в зависимости от состояния котельного оборудования, можно ориентироваться на два различных по затратности способа модернизации котельных:
1) замена котлов на новые;
2) при сохранении существующих котлоагрегатов - внедрение технологии ультратонкого помола угля.
Затратная составляющая первого способа может быть оценена на уровне нового строительства и включает в себя приобретение, монтаж, пусконаладку котлов, строительство систем шлакозолоудаления и формирование топливного склада. Второй способ менее затратный и включает в себя затраты на формирование топливного хозяйства, увеличивающиеся за счет приобретения специализированного оборудования. Однако, второй вариант может быть применен только в случае хорошего технического состояния существующих котлоагрегатов.
1.2. Реконструкция систем теплоснабжения городов и населенных пунктов области с целью сокращения эксплуатационных издержек.
Разветвленная структура теплоисточников небольшой мощности, отсутствие генерального плана теплоснабжения, ветхость сетей, изношенность основного и вспомогательного оборудования, низкий уровень защищенности сетей и объектов теплоснабжения от коррозии - все эти факторы сопутствуют неудовлетворительному теплообеспечению большинства городов и населенных пунктов области, вызывают рост тарифов на тепловую энергию и приводят к банкротству муниципальные теплоэнергетические предприятия. При этом, проблема усугубляется еще и отсутствием у муниципалитетов средств, необходимых для поддержания нормального функционирования систем теплообеспечения. Участие областного бюджета в финансировании мероприятий по реконструкции систем теплоснабжения городов и населенных пунктов является необходимым фактором, позволяющим избежать развития аварийных ситуаций и обеспечить основу для формирования экономической устойчивости работы теплоэнергетических предприятий.
Мероприятия по реконструкции систем теплоснабжения с целью сокращения эксплуатационных издержек, в зависимости от технического состояния объекта и выбора наиболее эффективных решений, подразделяются на:
мероприятия, связанные со строительством новых угольных теплоисточников взамен существующих котельных, дальнейшая эксплуатация которых является нерентабельной;
мероприятия, направленные на реконструкцию существующих котельных и перекладку ветхих участков тепловых сетей;
мероприятия, направленные на реконструкцию тепловых сетей;
мероприятия, направленные на оснащение котельных КИПиА и приборами коммерческого учета тепловой энергии;
мероприятия, направленные на оснащения котельных современным оборудованием по химводоподготовке;
мероприятия по антикоррозионной защите.
При разработке всех вышеперечисленных мероприятий необходимо учитывать защиту инженерных сооружений (баков-аккумуляторов, теплообменников и т.д.) и тепловых сетей от коррозии.
Строительство новых угольных теплоисточников.
Теплоснабжение п.Янгель и п.Радищев Нижнеилимского района в настоящее время осуществляется от теплоисточников, установленная мощность которых в 7-9 раз превышает присоединенную нагрузку поселка, при этом, ситуация усугубляется еще и тем, что котельные располагаются на значительном расстоянии от поселков. Строительство новых механизированных угольных теплоисточников в поселках позволит сократить расходы на теплоснабжение поселков на 40-45%.
Реконструкция существующих котельных и перекладка ветхих участков тепловых сетей.
Обследования технического состояния тепловых сетей, проведенные ОГУП «Подземметаллзашита» в 1999 – 2002г.г., на предприятиях жилищно-коммуналь-ного хозяйства городов и поселков области, показали, что при нормативном сроке службы трубопроводов тепловых сетей 20 лет, фактический срок службы, до первого коррозионного разрушения, составляет 3 –5 лет. Количество ветхих сетей по различным предприятиям ЖКХ области составляет 40 – 80 % от общей протяженности.
В г. Свирске реконструкция, гидравлическая наладка тепловых сетей и ликвидация организованного сброса теплофикационных вод в канализацию позволят снизить подпитку городской котельной с 350 м3/ч до 100 м3/ч, что сократит ежегодное потребление топлива на 6,6 тыс. т. Ожидаемый экономический эффект только от сокращения подпитки котельной может составить 3,8 млн. руб. Срок окупаемости мероприятий по реконструкции системы теплоснабжения г.Свирска составляет 1,2 года.
Реконструкция тепловых сетей и внутренних систем теплопотребления.
Целью этого мероприятия является приведение удельных показателей теплоснабжения к нормативным, рассчитанным согласно СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети», показателям теплопотребления. Среднегодовое нормативное теплопотребление жилого фонда Иркутской области должно быть не выше 0,36 Гкал/м2, фактически же эта величина оценивается на уровне 0,52 Гкал/м2. При средней цене тепловой энергии порядка 400 руб./Гкал ежегодный перерасход средств на сверхнормативное потребление оценивается на уровне 1,86 млрд. руб. в год. Основная часть этих затрат связана с ветхостью тепловых сетей и внутридомовых систем теплопотребления.
Завершение работ по реконструкции ветхих и аварийных участков тепловой сети и внутридомовых систем теплопотребления в п.Михайловка Черемховского района позволит снизить теплопотребление поселка на 7,1 тыс. т н.т.
Перекладка ветхих и аварийных участков магистральных тепловых сетей и ремонт внутридомовых систем теплопотребления в п.Чунский позволит сократить годовое потребления угля котельной «Центральная» на 12,6 тыс. т н.т.
Выполнение работ по реконструкции внутридомовых систем теплопотребления в рамках областной государственной целевой программы развития коммунальной теплоэнергетики должно носить систематический характер и охватывать все населенные пункты области, где выполняются или выполнялись работы по оптимизации системы теплоснабжения.
КИПиА и приборы коммерческого учета тепловой энергии.
Все теплоисточники, на которых реализуются мероприятия по реконструкции и модернизации, оснащаются необходимым перечнем контрольно-измерительных приборов, системами автоматизации и приборами коммерческого учета тепловой энергии.
Химводоподготовка.
Отсутствие ХВО и деаэрации в котельных зачастую является одной из основных причин выхода из строя котлоагрегатов. Так в котельной «Центральная» г.Тулуна, отсутствие химводоподготовки стало причиной выхода из строя нового котла КЕ-10/14, длительность эксплуатации которого не превышала двух месяцев. Однако, отсутствие у муниципальных теплоэнергетических предприятий необходимых средств вынуждает их отказываться от эксплуатации ХВО, а при проведении реконструкции и от ее установки.
В рамках реализации единой технической политики необходимо разработать и осуществить мероприятия, целью которых будет являться подбор и оснащение коммунальных котельных Иркутской области системами ХВО, технология которых соответствует физико-химическим характеристикам воды, поступающей на теплоисточник. В первую очередь, при необходимости, системами ХВО и деаэраторами будут оснащаться теплоисточники, на которых выполняются мероприятия по модернизации или реконструкции.
Антикоррозионная защита.
Для повышения долговечности реконструируемых систем теплоснабжения необходима реализация всей системы антикоррозионных мероприятий, состоящая из следующего комплекса работ:
рационального выбора трассы и методов прокладки на основании данных коррозионных обследований и технико-экономических обоснований;
применения соответствующих защитных покрытий;
применения диэлектрических опор, изолирующих фланцевых соединений;
применения электрохимической защиты (Э ХЗ).
Комплекс работ по осуществлению ЭХЗ инженерных сооружений и сетей включает следующие этапы:
коррозионное обследование (если не проводилось ранее);
проектно-изыскательские работы;
строительно-монтажные работы;
пуско-наладочные работы;
техническое обслуживание.
Гидравлическая наладка
Завершающим этапом при выполнении реконструкции системы теплоснабжения должна быть гидравлическая наладка или тепловых сетей или, собственно, системы теплоснабжения.
Отсутствие или некачественное выполнение какого-либо вида работ обесценивает весь комплекс мероприятий.
1.3. Реализация «пилотных» проектов.
Понятие «пилотные» проекты включает в себя мероприятия, связанные с отработкой новых технологий, апробацией нетрадиционного для коммунальной теплоэнергетики котельного и котельно-вспомогательного оборудования и реализацией новых моделей управления системами теплоснабжения.
Реализация «пилотных» проектов осуществляется по следующим направлениям:
· Внедрение приборов учета и регулирования при производстве, транспортировке и потреблении тепловой энергии;
· Формирование и внедрение элементов автоматизации технологических процессов на угольных котельных с реализацией принципов погодоведомого регулирования;
· Формирование энергосберегающих зон.
Целью реализации «пилотных» проектов является определение фактической эффективности принципиально новых технологий и оборудования при их эксплуатации в условиях Иркутской области. Реализация «пилотных» проектов, в части внедрения новых моделей управления системами теплоснабжения, является основой для создания методической базы антикризисного управления предприятиями коммунальной теплоэнергетики. Расшифровка мероприятий по «пилотным» проектам представлена в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Расшифровка мероприятий |
Необходимый объем финансирования, млн. руб. |
1.2.1. |
Создание «пилотных» проектов современных котельных |
Внедрение высокоэффективных котлоагрегатов с целью определения перспективных для коммунальной теплоэнергетики области моделей выбора оптимальных конструктивных решений |
2004 – 5,0
2005 – 3,0
2006 – 2,5 |
1.2.2. |
Создание «пилотных» проектов по внедрению технологий учета и регулирования производства и потребления тепловой энергии |
Автоматизация технологических процессов на объектах коммунальной теплоэнергетики;
Разработка и внедрение принципов погодоведомого регулирования;
Внедрение приборов коммерческого учета и регулирования тепловой энергии. |
2004 – 2,5
2005 – 5,5
2006 – 6,0 |
1.2.3. |
Формирование энергосберегающих зон |
Внедрение и апробация современных энергосберегающих строительных технологий.
Внедрение технологии ультратонкого помола угля;
Внедрение технологий использования труб в пенополиуретановой изоляции при ремонте и прокладке новых участков тепловых сетей при обязательном применении средств ЭХЗ от коррозии;
Внедрение и апробация технологий химводоподготовки (антинакипные системы, магнитные системы обработки воды, капельные и центробежные деаэраторы и др.);
Внедрение пароструйных подогревателей;
Внедрение тепловых насосов;
Внедрение частотно-регулируемых электроприводов; |
2004 – 2,5
2005 – 4,0
2006 – 6,5 |
1.4. Предпроектные проработки и разработка проектно-сметной
документации.
Предпроектные проработки включают в себя проведение энергетических и антикоррозионных исследований систем теплоснабжения городов и населенных пунктов. Результатом выполнения этих работ являются отчеты, содержащие обоснованные рекомендации по реконструкции системы теплоснабжения, перекладки аварийных участков теплотрасс, проведению гидравлической наладки теплосетей и антикоррозионной защиты оборудования. Приоритетные варианты для реконструкции систем теплоснабжения определяются на основе результатов, полученных при выполнении технико-экономических обоснований.
Выполнение технико-экономических обоснований является первым этапом составления проектно-сметной документации.
Разработка проектно-сметной документации, отвечающей требованиям соответствующих СНиП, является основой для успешной реализации проекта. Зачастую, из-за отсутствия необходимого объема финансирования, муниципальные образования не в состоянии нести расходы по разработке проектно-сметной документации, и работы по реконструкции системы теплоснабжения проводятся только на основании технических решений, принятых инженерным составом предприятия. В связи с этим, отдельным пунктом необходимо предусмотреть целевое финансирование разработки проектно-сметной документации для всех объектов, включенных в перечень реконструируемых (см. Приложение 1, табл. 2).
1.5. Проведение энергообследований, направленных на изучение возможности использования углей месторождений Восточной Сибири в топочных устройствах различных типов.
В рамках мероприятий, включенных в Программу, отдельным направлением предусматривается проведение комплексных энергообследований, связанных с изучением возможности использования и эффективности сжигания углей месторождений Восточной Сибири в топочных устройствах различного типа. Актуальность этих энергообследований обусловлена тем, что в коммунальных котельных Иркутской области сжигаются угли различных месторождений Иркутского и Красноярского угольных бассейнов и месторождений Якутии. При этом конструкция котлов разрабатывается для углей, обладающих строго определенными физико-химическими характеристиками. Работа котлов на непроектных углях без специальной подготовки может привести к износу поверхностей нагрева и выходу из строя топочного устройства, что и произошло в 2001году в г.Усть-Куте и в 2002 году в г.Слюдянке.
Целью проведения данного типа энергообследований являет выработка системы малозатратных, технических мероприятий, направленных на обеспечение устойчивой, безаварийной работы котельных агрегатов на непроектных углях.
Расшифровка мероприятий п. 1.4. и 1.5. представлена в таблице 3.
Таблица 3
Наименование мероприятия |
Количество объектов |
Обоснование для выбора объекта |
Энергетические обследования |
Ежегодно не более 25 объектов |
Заявка администрации МО |
Антикоррозионное обследование |
Ежегодно не более 25 объектов |
Заявка администрации МО |
Предпроектные проработки |
Ежегодно не более 10 |
Заявка администрации МО |
Проектные проработки |
Ежегодно не более 15 объектов |
Объект включен в план мероприятий Программы (см. прил. 1, таб.2) |
В приложении 1 таблица 2 представлен перечень объектов коммунальной теплоэнергетики, реконструкция и строительство которых включено в Программу.
При выборе объектов, включенных в Программу, предпочтение отдано дотационным и северным территориям области. Перечень формировался на основании выполненных технико-экономических обоснований, бизнес планов или технико-экономических расчетов, проведенных по заявкам администраций муниципальных образований.
Муниципальные образования, бюджет которых является бездефицитным, мероприятия по реконструкции и модернизации систем теплоснабжения должны выполнятся за счет собственных средств.
Раздел II
«Проведение единой ценовой, технической, кадровой политики в коммунальной теплоэнергетике».
Существующая схема управления и организации жизнедеятельности коммунальной теплоэнергетики характеризуется прежде всего следующими факторами:
· разобщенность в управлении теплоснабжением, когда в городе или населенном пункте при наличии нескольких теплоснабжающих предприятий, часто в пределах единых технологических процессов, отсутствует практика разработки единых режимов теплоснабжения;
· сложность и многозвенность структуры оперативного управления, разобщенность в управлении развития теплоснабжения городов и населенных пунктов;
· несовершенство экономического механизма, не заинтересовывающего теплоснабжающие предприятия в экономии финансовых, материальных и трудовых ресурсов;
· несогласованность в поддержании нормальных условий функционирования элементов системы теплоснабжения, предупреждении и устранении аварийных ситуаций;
· отсутствие инвестиций на поддержание надежности теплоснабжения и, как следствие, рост доли устаревающего оборудования и износ тепловых сетей.
Успешное решение проблемы повышения надежности теплоснабжения городов и населенных пунктов Иркутской области зависит от координации действий различных уровней власти и муниципальных теплоэнергетических предприятий в плане осуществления единого методического подхода, обеспечивающего правильность выбора технических и технологических решений, формирующего единую ценовую политику и поддерживающего кадровое обеспечение муниципальных теплоэнергетических предприятий.
Программное формирование приоритетных направлений взаимодействия различных уровней власти и муниципальных теплоэнергетических предприятий позволит обеспечить максимальную эффективность при реализации мероприятии технического плана. К приоритетным направлениям проведения единой ценовой, технической и кадровой политики следует отнести следующие мероприятия:
· Внедрение в коммунальную теплоэнергетику области современных технологий и оборудования (котельное, котельно-вспомогательное оборудование);
· Внедрение современных информационно-вычислительных технологий для управления системами теплоснабжения;
· Мероприятия, направленные на обеспечение муниципальных теплоэнергетических предприятий качественным твердым топливом;
· Расширение и укрепление производственной и материально – технической базы областных и муниципальных предприятий ЖКХ
· Внедрение системы лизинга теплоэнергетического оборудования;
· Обучение, подготовка и переподготовка кадров разных уровней для муниципальных и областных теплоэнергетических предприятий;
· Организационно-техническое, методическое и информационное обеспечение программы;
Организационные основы управления системами теплоснабжения муниципальных образований.
2.1. Внедрение в коммунальную теплоэнергетику области современных технологий и оборудования (котельное, котельно-вспомогательное оборудование); разработка и производство высокоэффективных угольных котлов теплопроизводительностью от 0,3 до 3 Гкал/ч.
Проведение единой технической политики прежде всего ориентировано на обеспечение унификации котельного и котельно-вспомогательного оборудования. Унифицированность оборудования позволит упростить проведение ремонтных и наладочных работ, выработать свод методических рекомендаций по устранению аварийных ситуаций и обеспечению эффективной работы оборудования.
Котельное оборудование.
Тематика, связанная с разработкой и производством высокоэффективных механизированных котлов для коммунальной теплоэнергетики Иркутской области активно разрабатывается уже в течение четырех лет. Результатом выполнения работ стало создание типоряда котлов КСВм теплопроизводительностью 0,5-3,0 Гкал/ч, работающих на углях Восточной Сибири, обладающих высоким, порядка 80%, КПД, и экологическими характеристиками, соответствующими санитарным нормам.
Опытно-промышленные образцы котлов КСВм успешно прошли опытную эксплуатацию в котельных г.Тулуна, г.Иркутска, п.Алехино Черемховского района, п.Хомутово Иркутского района, подтвердив свои отличные эксплуатационные характеристики.
Для решения проблемы оснащения коммунальных котельных Иркутской области высокоэффективным котельным оборудованием необходимо создание системы, объединяющей в себе функции производства и совершенствования типоряда котлов, выполняющей монтаж этих котлов в котельных и их пусконаладку. Востребованность данной системы определяется тем, что фактически на всех объектах, включенных в перечень реконструируемых (см. Приложение №1, табл.2), при проведении модернизации котельных, предполагается замена котельного оборудования на котлы типа КСВм.
В Иркутской области эксплуатируется порядка 3 тыс. котлов малой мощности, степень износа которых приближается к 100%. Они установлены в котельных, которые обеспечивают теплом школы, больницы и другие объекты социального назначения. Из-за отсутствия средств в бюджетах муниципальных образований замена изношенного котельного оборудования в этих котельных не производилась десятилетиями, однако тратятся суммы эквивалентные стоимости котла на подготовку таких котельных к зиме.
Для решения этой проблемы в Программу включены мероприятия по разработке, производству, монтажу и пуско-наладке котлов малой мощности. Для достижения большего эффекта предлагается следующая схема финансирования данного мероприятия: не более 70% затрат по замене изношенных котлоагрегатов малой мощности финансируется из областного бюджета, а не менее 30% - из бюджетов муниципальных образований.
Котельно-вспомогательное оборудование.
Эффективность работы котельной зависит от многих факторов, с том числе и от работоспособности и исправности котельно-вспомогательного оборудования. Мероприятия по реконструкции и модернизации котельных в рамках данной Программы включают работы, связанные с заменой или обновлением котельно-вспомогательного оборудования. Подбор типов и марок котельно-вспомогательного оборудования должен осуществляться в рамках унифицированного подхода и быть ориентирован на энергоэффективность этого оборудования. Так в котельных, где установлены водогрейные котлоагрегаты, для снижения коррозионного разрушения трубной части котлов, целесообразно организовывать внутренний контур, для чего в котельной необходимо установить систему водо-водяных теплообменников.
Наиболее эффективным является установка пластинчатых водо-водяных теплообменников, которые хорошо себя зарекомендовали при эксплуатации в котельных п.Пивовариха Иркутского района, п.Новомальтинск Усольского района. Однако окончательное решение по выбору того или иного оборудования и технического решения может быть сделан только после проведения технико-экономических расчетов.
2.2. Внедрение современных информационно-вычислительных технологий для управления системами теплоснабжения городов и крупных населенных пунктов области.
Система централизованного теплоснабжения – это сложный технический комплекс, объединивший в себе теплоисточники (котельные), систему транспорта теплоносителя (магистральные и внутриквартальные тепловые сети) и систему распределения тепловых потоков между потребителями (абонентские вводы). Управление основными технологическими и экономическими параметрами элементов системы теплоснабжения крупных городов и населенных пунктов должно быть основано на применении современных вычислительных технологий.
Специалистами Института систем энергетики им. Л.А.Мелентьева разработан программно-вычислительный комплекс для управления системами теплоснабжения крупных населенных пунктов, который позволяет организовать:
1. Автоматизированное рабочее место диспетчера теплоэнергического предприятия;
2. Автоматизированное рабочее место инженеров тепловых сетей и котельных;
3. Автоматизированное рабочее место специалиста абонентской службы;
4. Бюллетень работы теплоснабжающей системы (основные результирующие технико-экономические показатели работы системы теплоснабжения).
Программный комплекс одобрен научно-экспертным советом и введен в эксплуатацию в г.Усть-Куте. Следующим шагом в направлении внедрения современных вычислительных технологий является тиражирование программно-вычислительного комплекса, и введение его в эксплуатацию в п.Чуне, городах Зиме, Свирске и других крупных населенных пунктах. Внедрение программно-вычислительного комплекса позволит получить от 3 до 5 % экономии топлива, что в денежном выражении составляет от 1 до 1,3 млн. руб. в отопительный сезон.
2.3. Мероприятия, направленные на обеспечение муниципальных теплоэнергетических предприятий качественным твердым топливом.
Одним из факторов, вызывающих существенное снижение КПД твердотопливных котлов со слоевым сжиганием, является низкое качество топлива, поступающего в котельные муниципальных образований. Различный фракционный состав, большое количество угольной пыли вызывают механический и химический недожоги и ухудшение процесса горения, что приводит к существенным потерям тепловой энергии, запасенной в топливе при его сжигании.
Целью мероприятий, предусмотренных Программой по этому пункту, является создание условий, при которых мелкие муниципальные котельные обеспечиваются качественным твердым топливом (сортированным или обогащенным углем средних фракций – концентратом) в необходимом количестве и по приемлемой стоимости.
Реализация этих мероприятий позволит повысить КПД мелких и средних теплоисточников, снизить выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, сократить затраты на перевозку угля. Увеличение объемов использования углей месторождений Иркутской области для нужд коммунальной теплоэнергетики сохранит, а возможно и увеличит количество рабочих мест в угольной промышленности.
2.4. Расширение и укрепление производственной и материально – технической базы областных государственных унитарных предприятий ЖКХ и государственных учреждений отрасли.
Формирование материально-технической базы государственных областных унитарных предприятий ЖКХ и государственных учреждений отрасли является достаточно сложной задачей, как в финансовом, так и в техническом плане. В настоящее время на территории области периодически возникают аварийные ситуации, ликвидация которых силами муниципальных предприятий ЖКХ невозможна. Ситуация обостряется еще и за счет того, что состояние большинства муниципальных предприятий, эксплуатирующих жилищный фонд и объекты ЖКХ, является критическим. Отчасти, это обусловлено тем фактом, что передача объектов с баланса ведомственных предприятий часто происходила без передачи материально-производственной базы. Следовательно, главной целью мероприятий, предусмотренных в данном подпункте программы, является координация действий и оказание помощи при ликвидации очаговых аварий силами областных государственных предприятий ЖКХ. Для выполнения предусмотренных данным подпунктом задач необходимо проведение следующих мероприятий:
целевые субсидии для приобретения специализированной техники и оборудования областным государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям данной сферы;
создание территориальных филиалов областного теплоэнергетического предприятия для эксплуатации систем теплоснабжения после проведения реконструкции, особенно в городах и районах, предусмотренных Программой;
организация производства наиболее востребованных видов теплоэнергетического оборудования (котлов, теплообменников, задвижек);
создание базы для ремонта теплоэнергетического оборудования (задвижек, насосов, электродвигателей, тягодутьевого оборудования, ПМЗ, КИПиА, средств электрохимической защиты);
приобретение оргтехники, персональных компьютеров и программного обеспечения для оперативности работы и обработки информации.
Имущество, приобретенное за счет средств областного бюджета, является областной государственной собственностью, поэтому должно быть поставлено на баланс предприятий и учреждений и подлежит включению в Сводную опись объектов государственной собственности Иркутской области в порядке установленном действующим законодательством.
Необходимость реализации данного пункта Программы обусловлена тем, что некоторые виды сложных ремонтных работ, требующих сертификации, целесообразно проводить на базе единого областного предприятия, оснащенного всеми необходимыми ресурсами и приборами для поверки и наладки сложного теплотехнического оборудования.
2.5. Внедрение лизинга теплоэнергетического оборудования.
Недостаток средств, необходимых для внедрения высокоэффективного котельного, котельно-вспомогательного оборудования и специализированной техники, который отмечается в бюджетах муниципальных образований, делает актуальным внедрение системы лизинга с применением различных методик привлечения финансовых потоков. Лизинговые операции должны предусматривать следующие направления:
· лизинг высокоэффективного оборудования;
· лизинг специализированной техники и механизмов;
· лизинг автоматизированных систем управления.
Внедрение лизинга позволит:
· внедрить в необходимом и достаточном количестве средства контроля качественных и количественных технологических параметров, непосредственно влияющих на расход топливных ресурсов;
· внедрить современные информационные технологии, необходимые для оперативной обработки получаемой информации и принятия адекватных управленческих решений на основе оперативного анализа технологических процессов;
· обеспечить предприятия ЖКХ современной специализированной техникой;
· внедрить современные высокоэффективные технологии и оборудование, приспособленные для эффективного использования наиболее дешевых для каждой территории топливно-энергетических ресурсов в сфере ЖКХ.
Формы поддержки лизинговых отношений в ЖКХ:
1. Поддержка лизинговых отношений в ЖКХ на территории Иркутской области предоставляется из областного бюджета.
2. Источником средств для поддержки лизинговых отношений в ЖКХ являются средства, определенные законом об областном бюджете на очередной финансовый год и сметой Программы на финансирование мероприятия по развитию системы лизинговых отношений в ЖКХ.
3. Поддержка лизинговых отношений в ЖКХ юридическим лицам – субъектам лизинговых отношений – в сфере жилищно-коммунального хозяйства может осуществляться в следующих формах:
а) предоставление лизингодателям бюджетных кредитов на приобретение и передачу в лизинг предприятиям ЖКХ специализированного имущества;
б) предоставление лизингодателям субвенций, субсидий в виде частичной компенсации процентов по привлеченным средствам, полученным для приобретения и передачи в лизинг предприятиям ЖКХ специализированного имущества;
в) предоставление лизингополучателям – предприятиям ЖКХ субвенций, субсидий в виде частичной компенсации суммы лизингового платежа по договору лизинга, предметом которого является специализированное имущество;
г) информационная поддержка в рамках проведения курсов повышения квалификации и издания методических материалов по внедрению лизинговых отношений в сферу ЖКХ.
Порядок предоставления лизингодателям бюджетных кредитов:
1. Бюджетные кредиты предоставляются лизингодателям на конкурсной основе в порядке, установленном губернатором области.
2. Бюджетные кредиты предоставляется в размере не более произведения учетной ставки Банка России, установленной на день заключения соглашения, на сумму лизингового платежа.
В таблице 4 представлены предметы лизинга и сроки лизинговых платежей.
Таблица 4
Оборудование |
Срок лизингового платежа |
Котельное оборудование |
5-10 лет |
Котельно-вспомогательное оборудование |
4-7 лет |
Специализированная техника |
до 3 лет |
Внедрение лизинга позволит стабилизировать технико-экономическое состояние муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и увеличить надежность их функционирования. Что касается конкретных показателей эффективности использования лизинга, то современное котельное, котельно-вспомогательное оборудование и специализированная техника, расширение области использования которых на территории муниципальных образований станет возможным после внедрения системы лизинга, увеличивает эффективность работы предприятий ЖКХ по следующим параметрам:
- увеличение КПД котлоагрегатов до 80%;
- снижение расхода топлива до 30% - 40%.
2.6. Обучение, подготовка и переподготовка кадров разных уровней для муниципальных и областных теплоэнергетических предприятий и учреждений отрасли.
Для повышение квалификации, подготовки и переподготовки специалистов для муниципальных и областных государственных теплоэнергетических предприятий и учреждений отрасли в рамках Программы предусматривается целевое обучение за счет средств областного бюджета. Обучение может осуществляться по направлениям, представленным в таблице 5.
Обучение, подготовка и переподготовка специалистов
в рамках программы
Таблица №5
№ |
Специальность |
Срок обучения |
Форма обучения |
Обучение |
1 |
Инженер-теплоэнергетик по специальности «Промышленная теплоэнергетика» |
5 лет |
Очная, очно-заочная |
2 |
Инженер-строитель по специальности «Теплогазоснабжение» |
5 лет |
Очная, очно-заочная |
3 |
Инженер-строитель по специальности «Городское строительство и хозяйство» |
5 лет |
Очная, очно-заочная |
4 |
Менеджмент (специализация – управление предприятием и экономика предпринимательства) |
5 лет
|
Очная, очно-заочная |
3 |
Машинист (кочегар) котельной,
машинист насосных установок;
слесарь по ремонту теплоэнергетического оборудования, слесарь КИП и А, лаборант ХВО, сварщик и др. |
до 6 месяцев
|
Очная, очно-заочная
|
Переподготовка |
1 |
Машинист (кочегар) котельной,
машинист насосных установок;
слесарь по ремонту теплоэнергетического оборудования, слесарь КИП и А, лаборант ХВО, сварщик и др. |
до 6 месяцев |
Очная, очно-заочная
|
2 |
Руководящие работники и главные специалисты предприятий, организаций и учреждений ЖКХ и администраций муниципальных образований (на базе Восточно-Сибирского центра подготовки специалистов ЖКХ) |
до 9 месяцев |
Очно-заочная |
Курсы повышения квалификации |
1 |
Руководящие работники и главные специалисты предприятий, организаций и учреждений ЖКХ и администраций муниципальных образований |
3-14 дней |
Курс лекций, семинары, стажировки и др. |
2 |
Оперативный и ремонтный
персонал |
3-14 дней |
Курс лекций, семинары, стажировки и др. |
2.7. Организационно-техническое, методическое и информационное обеспечение программы.
Организационно-техническое, методическое и информационное обеспечение программы включает в себя следующие мероприятия:
проведение тематических конференций и семинаров;
создание и поддержание информационно-методической базы для муниципальных и областных теплоэнергетических предприятий;
создание телевизионных информационных программ;
представление Программы, хода и итогов ее реализации в СМИ, на выставках, в специализированных изданиях;
проведение тематических конкурсов.
Проведение тематических конференций и семинаров.
Целью проведения тематических конференций и семинаров является обмен опытом специалистов теплоэнергетических предприятий, отраслевых институтов, изготовителей и разработчиков теплоэнергетического оборудования различных регионов России, ознакомление работников отрасли Иркутской области с достижениями современной науки и техники в области коммунальной теплоэнергетики.
Создание и поддержание информационно-методической базы для муниципальных и областных теплоэнергетических предприятий.
Отсутствие необходимой нормативно-технической и методической документации приводит к тому, что специалисты муниципальных теплоэнергетических предприятий не способны грамотно выполнить расчеты по теплопотреблению, составить топливно-энергетический баланс территории и подобрать необходимое теплоэнергетическое и вспомогательное оборудование, выполнить расчеты по гидравлическому режиму тепловых сетей и т.д. Создание и поддержание единой информационно-методической базы, которая включает в себя СНиП, ГЭСН, ГОСТ, МДС, РДС, ВСН, правила, законодательные акты, относящиеся к коммунальной теплоэнергетике и др., позволит обеспечить муниципальные и областные теплоэнергетические предприятия нормативно-технической и методической документацией и снизить вероятность технических и расчетных ошибок.
Создание информационных программ и тематических передач.
Для повышение общественного статуса теплоэнергетики в рамках Программы предусматривается создание цикла передач, освещающих ход и итоги реализации программных мероприятий, разъясняющих политику областной администрации в области развития коммунальной теплоэнергетики.
Проведение тематических конкурсов.
Проведение конкурса на лучший коммунальный теплоисточник и конкурсов профессионального мастерства и освещение итогов этих конкурсов в средствах массовой информации позволит поднять престиж отрасли, показать сложность профессиональных задач и многогранность ответственности ложащейся на плечи работников коммунальной теплоэнергетики.
2.8. Организационные основы управления системами теплоснабжения муниципальных образований.
В теплоснабжении должна быть создана система специализированного периодического обслуживания. В объем специализированного обслуживания должны входить работы, требующие высокой квалификации персонала и (или) дорогостоящего оборудования. Муниципальные теплоснабжающие предприятия не могут самостоятельно осуществлять все виды работ на объектах теплоснабжения. Значительную часть работ должны взять на себя специализированные областные предприятия.
В небольших населенных пунктах абсурдна конкуренция между теплоисточниками. Потребителю и так приходится оплачивать содержание тепловырабатывающего оборудования, простаивающего большую часть года из-за сезонной неравномерности потребления. В то же время оптимизация структуры теплоисточников, консервация излишних мощностей позволят значительно снизить общие затраты. Оптимизация не может быть выгодна всем владельцам теплоисточников, т. е. может осуществляться только административно.
Основные потребители тепла – жители могут влиять только на объем теплопотребления, а контроль затрат на теплоснабжение могут осуществлять только через органы местного самоуправления.
Основными критериями управления теплоэнергетикой населенных пунктов области в рамках единой технической политики следует считать:
перераспределение тепловых нагрузок для максимально возможной загрузки наиболее экономичных теплоисточников;
перевод в резерв, консервация или ликвидация наиболее неэффективных источников;
перевод части котельных на работу в пиковом режиме, разработка схемы их совместной работы с базовыми источниками;
совершенствование схем тепловых сетей для обеспечения возможности полной загрузки эффективных теплоисточников, а также разумного сочетания надежности и минимальных тепловых потерь;
определение районов и отдельных зданий, теплоснабжение которых целесообразно осуществлять от децентрализованных источников;
мероприятия по росту энергоэффективности;
оптимальный температурный график для каждого теплоисточника, необходимость изменения схемы теплоснабжения (с открытой в закрытую, с зависимой в независимую) и метода регулирования (качественное, количественное, ступенчатое);
VI. Финансовое обеспечение и оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации мероприятий Программы
Для стабилизации отрасли, повышения экономической рентабельности, привлечения инвестиций в отрасль коммунальной теплоэнергетики необходимо сделать взаимозависимыми критерии надежности энергоснабжения и критерии экономической выгоды. В данном разделе Программы представлен ряд схем финансового обеспечения, которые направлены на достижение максимального социально-экономического эффекта по реализации мероприятий в среднесрочной перспективе.
Схемы финансового обеспечения Программы включают следующее:
1. Субвенции и субсидии областного бюджета.
Применение данной схемы основаны на необходимости стабилизации социально-экономической обстановки.
В числе коммунальных теплоисточников, подлежащих реконструкции, находятся такие объекты, доминирующей оценкой кризисного состояния которых является социальный фактор и аварийное состояние. Не принятие срочных мер по нормализации состояния объекта может привести к чрезвычайной ситуации. При обследовании таких систем теплоснабжения были выбраны оптимальные мероприятия, реализация которых будет способствовать предотвращению чрезвычайной ситуации или выводу из кризисного состояния.
2. Бюджетные ссуды на возмездной основе.
Бюджетные ссуды на возмездной основе предоставляются в установленном порядке муниципальным образованиям на реализацию мероприятий программы.
Бюджетная ссуда на мероприятия программы имеет строго целевое назначение и может быть выдана после заключения комитета по жилищной политике администрации области на соответствие целей программы.
В случае использования средств бюджетной ссуды не по целевому назначению, указанные средства бесспорно подлежат изъятию в областной бюджет в порядке, определяемом бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. Бюджетные кредиты на возмездной и возвратной основе.
Бюджетные кредиты на возмездной и возвратной основе предоставляются бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий программы.
Бюджетный кредит на мероприятия программы имеет строго целевое назначение и может быть выдан после заключения комитета по жилищной политике администрации области на соответствие целей программы.
4. Привлечение внебюджетных финансовых средств на реализацию мероприятий Программы, в рамках сумм «общая потребность на реализацию мероприятий».
Для реализации мероприятий Программы муниципальными образованиями в рамках общей потребности привлекаются финансовые ресурсы местных бюджетов, инвестиции банков, предприятий. Средства областного бюджета могут быть направлены на погашение процентов по кредитам и займам и выполнение мероприятий на объектах социальной сферы, где сложилась критическая ситуация с теплоснабжением и отсутствует возможность получения экономического эффекта. Объем работ и финансирования определяются по конкретному объекту:
возможностью привлечения целевых инвестиций, лизинговых или других схем финансирования, позволяющих снизить инвестиционную составляющую областного бюджета;
наличием ТЭО и проектно-сметной документации;
сроками окупаемости капитальных затрат;
утвержденными в областном бюджете целевыми расходами с учетом долевого участия средств муниципальных образований и предприятий.
Результатом привлечения инвестиций является реализация полного объема мероприятий Программы за короткий период, нормализация социально-экономического состояния и стабилизация работы коммунальной теплоэнергетики.
Одним из возможных вариантов привлечения инвестиций является схема, когда организация-инвестор предоставляет услуги за свой счет, выполняя все необходимые действия для приобретения приборов, оборудования, дальнейшей их установки и ввода в эксплуатацию по договору возмездного оказания услуг.
При формировании тарифной политики должна быть определена возможность фиксации тарифа на тепловую энергию на уровне, соответствующем началу мероприятий по модернизации. Полученная разница между фактической себестоимостью после проведения энергосберегающих мероприятий (модернизации) и тарифом до проведения указанных мероприятии может быть направлена на возмещение затрат и дальнейшее стимулирование исполнителей мероприятий.
В соответствии с представленными выше схемами, осуществляется финансирование мероприятий по реконструкции и модернизации систем теплоснабжения населенных пунктов. Общие суммы затрат по каждому, включенному в Программу объекту, обоснованные энергообследованиями, технико-экономическими обоснованиями и технико-экономическими расчетами, представлены в приложении №1, табл. 2. Кроме затрат на проведение технических мероприятий, для достижения наибольшего эффекта, в Программе предусмотрены мероприятия, связанные с реализацией единой кадровой и ценовой политики в коммунальной теплоэнергетике области.
Финансирование Программы должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить плавный переход от привычной системы получения безвозмездных, безвозвратных бюджетных ссуд и субсидий муниципальными образованиями к системе, в которой муниципальные теплоэнергетические предприятия примут на себя основную долю затрат, за счет привлечения кредитных ресурсов или участие в лизинговых операциях на поставку оборудования, а бюджетные средства будут использованы для погашения процентных ставок по кредитам, частично начиная с 2004 года и в полном объеме с 2006 года.
Финансово-экономическое обеспечение Программы представлено в табл. №6. Данная таблица содержит перечень программных мероприятий технического и организационно-методического плана и необходимый объем финансирования с разбивкой по годам.
Общие затраты на выполнение всех мероприятий, предусмотренных Программой, на период с 2004 по 2006 годы составят 1 185,8 млн. рублей, в т.ч. по годам: 2004 – 390,0 млн. рублей, 2005 – 390,4 млн. рублей, 2006 – 405,4 млн. рублей.
Концепция развития и реформирования коммунальной теплоэнергетики (одобренная постановлением губернатора области от 14.11.2000 г. №365 – пг) предусматривает проведение мероприятий с учетом существующего в Иркутской области научно-технического и производственного потенциала, и предполагает, что период стабилизации положения в коммунальной теплоэнергетики Иркутской области может занять от 8 до 10 лет. При этом ежегодный объем финансирования должен составлять от 350 до 430 млн. рублей (в ценах на 01.07.2003).
Суммарная экономия средств, ожидаемая после реализации мероприятий по модернизации систем теплоснабжения городов и населенных пунктов, составит 270,5 млн. рублей (см. приложение №1 табл.2).
Реализация мероприятий программы осуществляется в рамках единого производственного цикла, этапы которого представлены в табл. №7.
Срок реализации Программы – 2004-2006 годы.
Организационное управление Программой осуществляет комитет по жилищной политике администрации Иркутской области.
Поведение работ капитального характера осуществляется в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией.
Контроль за реализацией программы осуществляется комитетом по жилищной политике администрации Иркутской области. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств осуществляется главным распорядителем бюджетных средств – главным финансовым управлением администрации Иркутской области.
И.о. председателя комитета
по жилищной политике С.В. Щепина