Петр Александрович Воронин - председатель Комитета по жилищной политике администрации Иркутской области. В 1979 году окончил Иркутский политехнический институт по специальности «инженер-механик». В начале 1990-х годов был депутатом Областного совета народных депутатов.
В мартовском номере журнала «Строим вместе» мы начали разговор о проблемах ЖКХ с рассказа об ангарском опыте создания Управляющих компаний. Герои ангарской реформы жилищно-коммунального хозяйства неоднократно упоминали председателя Комитета по жилищной политике областной администрации Петра Воронина как идейного вдохновителя и разработчика эффективной программы реформирования. Петр Александрович с трудом нашел время в плотном графике работы и встретился с журналистом Хадичой Дулатовой. Так получился этот материал, фактически просветительская лекция, в которой г-н Воронин постарался просто и доходчиво объяснить журналисту и читателям суть разработанной им программы реформирования ЖКХ Иркутской области.
- Петр Александрович, исходя из состояния ЖКХ по стране в целом и в нашей области в частности, ваша должность вполне расстрельная. В некоторых городах ситуация просто страшная. Можно ли как-то позитивно решать эти проблемы? И вообще, возможно ли это?
- Возможно. Давайте вспомним, что было в ЖКХ лет 6 назад. Я вступил в нынешнюю должность в феврале 1996 года, и в первый же год моей работы случилась очень крупная авария в Нижнеудинске. Старая котельная остановилась, был разморожен большой микрорайон. В 1999 аналогичная ситуация произошла в Тулуне, затем в Чуне. В 1999 и 2000 годах положение в ЖКХ было таким тяжелым, что ситуация могла стать просто неуправляемой. Тогда «прогремели» на всю страну Усть-Кут, Чуна. В поселке Чуна в 2000 году были разморожены все три котельные. Вместе с ними была разморожена система отопления 57 домов, включая 30 пятиэтажных.
- То есть, ситуация совершенно катастрофическая?
- А вы как думаете, если в районном центре было три теплоисточника, и все они разморожены, запорная арматура разморожена? Сегодня Чуна обогревается всего одной котельной. Один теплоисточник вообще разобрали, второй находится в так называемом «горячем режиме». И никаких перебоев в системе отопления не произошло. Все проблемы смогли решить с помощью реконструкции. Такая же ситуация была в Усть-Куте. Деньги играют большую роль, и их нужно вкладывать в систему теплоснабжения. Только вкладывать нужно рационально. В том же 2000 году в Усть-Кут вложили 50 млн. рублей, а проблемы с отоплением только ухудшились.
- Почему?
- Потому что вкладывали средства не в те мероприятия, которые нужно было провести. Во всем должна быть разумная логика. В Усть-Куте деньги нужно было вкладывать в реконструкцию теплоисточника, а там занялись тепловыми сетями. В результате сети вроде стали надежными, а котельная практически прекратила работать. Такое происходило на многих территориях. За эти годы пришлось вытаскивать из безнадежной ситуации 13 населенных пунктов. В итоге за отопительный сезон 2000-2001 года в Иркутской области произошло 307 аварий и 2 чрезвычайных происшествия. В прошлом году на 30 марта было 122 аварии. Нынче мы практически заканчиваем отопительный сезон 2003-2004 года и пока имеем 66 аварий. Полагаю, что 10-15 аварий или сбоев у нас еще наверняка будут. Но вы сами видите, насколько снизилось количество аварийных ситуаций в системе теплоснабжения, появились люди, которые знают, что и как делать для их ликвидации.
Мы платим неимоверную цену за несовершенство системы управления ЖКХ, которая вытекает из того, что коммунальное хозяйство - это единственная отрасль, которая не работает в условиях рыночной экономики. Она существует в условиях социалистической экономики. Вот что является главным и что нужно менять в срочном порядке. Если мы не сделаем этого, страшно представить, какие катастрофы ждут впереди. Даже если мы будем вкладывать деньги в инженерные коммуникации, теплоисточники, в любом случае будет происходить старение жилья со всеми вытекающими последствиями. За последние годы мы прилично подтянули систему теплоснабжения, немножечко подтянули электросети, но начинает ухудшаться ситуация в водоснабжении и в водоотведении. Единственное, что может спасти страну - это реформа ЖКХ, смысл которой заключается в переводе отрасли на рыночные отношения.
Вы знаете, что в ЖКХ находится 32% основных фондов Российской Федерации, которые, грубо говоря, еще не растащили. Предыдущая приватизация разрушила многие отрасли экономики, некоторые попросту разворовали. Если государство не сможет выбрать правильную политику в области реформирования ЖКХ, то и его растащат. Здесь вариантов нет. Мы должны сделать так, чтобы в ЖКХ была рыночная экономика, была конкуренция, как везде, причем во всех звеньях. Мы должны добиться в ЖКХ системы стимулирования труда. Не поощрения труда, знакомого нам с советских времен, когда за добросовестный труд человека поощряли премией, величина которой определяется субъективным фактором. Здесь должно быть именно «стимулирование труда», когда человек точно знает, что при разумном и добросовестном отношении к труду он может заработать хорошие деньги, а если постарается, то заработает еще больше. Вы тут спрашивали об энергосбережении. Кто должен этим заниматься? Власть?
- Ну, не знаю.
Нужно просто создать такие условия, чтобы энергосбережением было выгодно заниматься даже самому маленькому рядовому работнику ЖКХ. Нужно создать условия, при которых все, что будет сэкономлено, останется в распоряжении тех людей, которые это сберегли. Они сами должны решать, куда направлять сбереженные средства: на повышение заработной платы, что равносильно стимулированию деятельности, или еще куда-нибудь.
- Петр Александрович, директор РСП ЗАО ДOCT (Управляющая компания) Виталий Пасечников и директор МУП ЖЭТ № 2 Владимир Мунтян (гости мартовского номера журнала «Строим вместе») говорили, что, занимаясь преобразованием ЖКХ в Ангарске, они столкнулись с тем, что жильцы домов всеми силами за экономию теплоэнергии. Внутри домовых сетей управдом (частный предприниматель) со своей командой может навести порядок, чем они в Ангарске довольно успешно занимаются. Но наружные инженерные сети не входят в их ведение, а там в основном и происходят потери тепла и т.д. Объем теплоэнергии, которая подается в дома, находящиеся на обслуживании Управляющих компаний, проконтролировать невозможно, потому что энергетики протестуют против установки счетчиков на входе. Как тут быть?
- Видите ли, энергетики как раз не против этого протестуют. Энергетики знают, что есть законодательная база, которая уже сегодня позволяет ставить приборы учета и рассчитываться по ним. Начнем с того, что в Ангарске раньше был Трест жилищного хозяйства, который ликвидировали, а дома передали Управляющей компании. В рамках ныне действующего законодательства Управляющая компания, в принципе, незаконнорожденное образование. Любая передача основных фондов в доверительное управление считается законченной, если процесс передачи зарегистрирован в Учреждении юстиции по регистрации прав собственности. У нас же на сегодня имеются дома, в которых, скажем, 48% квартир муниципальные, а 52 частные. И передача в доверительное управление означает, что перед этим каждая приватизированная квартира должна быть зарегистрирована, а владельцам должно быть выдано свидетельство на собственность. Многие люди приватизировали свои квартиры, а свидетельств у них до сих пор нет. Неприватизированные квартиры остаются в муниципальной собственности, которая также не зарегистрирована соответствующим образом. Мы все твердим: муниципальная собственность, муниципальная... а она просто ничья. И как при этом создать Товарищество собственников жилья?
- То есть муниципальное жилье можно рассматривать как фантом, что ли? Вроде оно есть, а вроде нет?
- Совершенно верно. «Де факто» оно есть, а «де юре» его нет. Несоответствие законодательства с реалиями дня не позволяет зарегистрировать доверительное управление с Товариществами собственников жилья. И даже если кто-то сумел каким-то образом зарегистрировать доверительное управление, то потом последующая купля/продажа любой из приватизированных квартир обрастает законодательными противоречиями, и при обращении в суд любой из сторон договор доверительного управления, да и сама Управляющая компания могут быть признаны ничтожными. Поэтому энергетики говорят: мы не будем заключать с вами договор, потому что вы можете быть признаны ничтожными. Энергетиков не волнует, что нужно регистрировать не только договор доверительного управления, но и договор передачи в хозяйственное ведение, по которому Тресты жилищного хозяйства раньше обслуживали жилые дома. Их никто не регистрировал, и это никого не волнует. Энергетики во главе с генеральным директором ОАО «Иркутскэнерго» Колмогоровым прекрасно понимают, в чем у них дальше будут проблемы.
Представим себе, что в городе Ангарске условно имеется 15 тысяч зданий. Полторы тысячи из них имеют приборы учета, а остальные 13,5 тысяч не имеют. В соответствии с правилами потребления тепловой и электрической энергии «Иркутскэнерго» вычитает показания теплосчетчиков, а оставшийся объем произведенной теплоэнергии расписывает на те дома, где теплосчетчиков нет. Казалось бы, руководителям «Иркутскэнерго» при таком положении дел ни к чему сопротивляться установке приборов учета, потому что невозможно предположить, что у нас в ближайшем будущем все 100% зданий будут оснащены счетчиками. Но когда энергетики в Ангарске осознали смысл идеологии управления жилым фондом, они поняли, что для них это мина замедленного действия. Потому что только через рыночную систему управления можно быстро прийти к 100-процентному учету, так как она стимулирует частных предпринимателей-управдомов (хозяев дома) к активному энергосбережению и наведению порядка в инженерных коммуникациях.
Если на территории одного города за несколько лет произойдет практически 100-процентная установка теплосчетчиков, для энергетиков это будет очень большая проблема. Доходы «Иркутскэнерго» равны Д=NxT. T - это тариф, который утверждается, исходя из нормативных соображений. N - количество тепловой энергии, которую произвели энергетики. Когда 100% домов будут оснащены приборами учета, то выяснится, что реальный объем утечки тепла на их сетях составляет 18-20%, а не условные 8%, заложенные в тариф. И тогда энергетикам придется самим искать и ликвидировать прорехи в своих тепловых магистралях, а не перекладывать стоимость потерь на плечи рядовых потребителей.
В Ангарске есть микрорайон под названием Байкальский, где в 60-70-х годах начали строить коттеджи. «Иркутскэнерго» обязано было дать технические условия на подключение тепловой энергии, оно и выдало ТУ на семь первых коттеджей. Но к этим семи затем добавились тысячи, и все они пользуются тепловой энергией через одну трубу. В результате, чтобы в домах было тепло, нужно обеспечить циркуляцию воды в системе, и она осуществляется за счет простого сливания. Таким образом, в Ангарске сливаются в землю три миллиона кубометров теплоносителей, на которые была потрачена тепловая энергия.
- Петр Александрович, разве вода из систем отопления не возвращается обратно на ТЭЦ для замкнутого использования?
- Нет. А зачем энергетикам это делать, если за все бессмысленные потери заплатит потребитель? В Ангарске «Иркутскэнерго» возложило на себя даже функции сбыта тепловой энергии через свое дочернее предприятие «Ангарскую теплосбытовую компанию». Это самый натуральный тупиковый вариант, который будет существовать до тех пор, пока управление домами не возьмет на себя юридическое или физическое лицо, материально заинтересованное в снижении расходов. Такими людьми являются так называемые «хозяева дома», то есть частные предприниматели, заключившие договор на управление домами с Управляющими компаниями.
- Получается, что энергетиков «не колышут» фактические колоссальные потери тепловой энергии?
- Нет. Не колышут. Их вполне устраивает такая ситуация. Но когда энергетики поняли, что тенденция передачи жилья в доверительное управление набирает темп, они сразу же задумались, чем это грозит им. Сопротивляться этому практически невозможно, так как это единственный путь, который может привести реформы в ЖКХ к положительному результату. Поэтому энергетики начинают прорабатывать проекты управления жилым фондом через свои дочерние предприятия.
- Я помню выступление Анатолия Чубайса на эту тему в ряде телевизионных программ. Он умный человек и понимает, что лучше возглавить любой революционный процесс и заработать на нем, чем оказаться в арьергарде.
- Да, он говорил о намерениях создать компанию по управлению жилым фондом. Этим же сейчас занимается Дерипаска, который в Новгороде создал компанию «Российские коммунальные инвестиции».
Управление жилищно-коммунальным хозяйством уже становится привлекательным бизнесом. Ну а поскольку объекты ЖКХ составляют 32% основных фондов России, в недалеком будущем могут разгореться страшные битвы за право владения ими. Процедура приватизации будет осуществляться в любом случае, хотим мы этого или не хотим. Есть Постановление правительства о том, что начиная с 1 января 2006 года все предприятия ЖКХ должны акционироваться.
- Петр Александрович, в прошлом году в разных СМИ, включая общероссийские, Ангарск подавался как пионер со своими Управляющими компаниями. Есть ли в России другие города, где такая система прошла конкретную апробацию?
- По заключению госпожи Кореневой, руководителя Института экономики города, такого опыта в Российской Федерации нет. Обслуживание жилых домов частными компаниями встречается сплошь и рядом. Но такой, как ангарская реформа ЖКХ через систему управления жилищным фондом, лично я нигде не встречал, и госпожа Коренева подтвердила, что такого в России больше нет.
- Господа Пасечников и Мунтян ссылаются на вас как на автора программы реформы ЖКХ. Где можно ознакомиться с ней, можем ли мы опубликовать ее?
- Этот документ был принят в октябре 2001 года, он называется «Концепция основ жилищной политики Иркутской области» и утвержден постановлением губернатора.
- Каким образом эта концепция появилась на свет?
- В октябре 1999 года я был на стажировке в Германии, а до этого проходил двухнедельное обучение в Москве, куда приезжали немецкие специалисты. Идея концепции родилась в процессе учебы и стажировки, но потребовалось больше
года для того, чтобы обнародовать эту идеологию и добиться ее принятия на уровне Постановления «Концепция основ жилищной политики Иркутской области». А потом ушла масса времени, чтобы первый живой опыт появился на
свет в Ангарске. Первые попытки делали бывший мэр Ангарска и бывший мэр Саянска, но им не удалось сделать это из-за окончания срока полномочий. Внедрить пилотный проект удалось тогда, когда мэром Ангарска стал Евгений Кану
хин со своей молодой командой. Команда мэра состоит из бизнесменов, для которых очень важен экономический подход к любому делу. Я хорошо помню, как в апреле 2002 года ко мне приехали заместители Канухина Быков и Суворова, которые были наслышаны о концепции. Причем команда была избрана в апреле, но уже в мае, когда они увидели фактическое состояние жилищно-коммунального хозяйства города, все пришли в ужас от того, что практически все тресты сплошь и рядом банкроты. Поэтому, когда я озвучил им свои идеи, они сразу восприняли их и взялись воплощать в жизнь, несмотря на пробелы в законодательстве. В Ангарске состоялось несколько совещаний. Но когда начали искать конкретных людей для реализации реформы, само собой, их не нашли. Еще раньше я докладывал идеи концепции на разных семинарах, общался с Владимиром Никаноровичем Мунтяном и Виталием Пасечниковым, которые рационально восприняли идеи реформирования и предложили администрации Иркутска создать пилотный проект управления жилым фондом. Но мэр Иркутска был категорически против.
Я предложил мэру Ангарска рассмотреть их кандидатуры, он познакомился с Мунтяном и Пасечниковым и сразу принял решение. В Ангарске нашелся еще один предприниматель, Комаровский, который еще во времена правления Новокшенова пытался выйти на этот бизнес. В общем, как только в Ангарске под опекой Канухина реформированием ЖКХ занялись Мунтян с Пасечниковым, все остальные начали понимать, что это все равно состоится. Когда логично рассказываешь, что такое управление жилым фондом, как осуществляется система стимулирования, все начинают понимать, что она реальна. Таким образом, родился пилотный проект. Потом он был внедрен в Саянске, начинает действовать в Шелехове. На сегодняшний день в Иркутской области 27 Управляющих компаний. Они есть в Усть-Куте, в поселке Белореченский и т.д. Проблема заключается в том, что люди, которые пытаются внедрить управление, по разному подходят к решению задачи, не все из них придерживаются классически необходимых схем. В структуре построения Управляющей компании есть две опорные точки: хозяин дома (управдом) и система стимулирования хозяина дома. Стимулирование деятельности хозяина дома строится на классической основе по трем принципам:
1) Минимальная оплата труда, заложенная в Кодексе и равная 600 рублям.
2) Хозяин дома получает 10% от всей суммы, если он собрал 100% квартирной платы с населения. Получает 9%, если собрал 95%, и так далее. Он получает ноль, если собрал 70% платежей. Хочешь иметь 10%? Пожалуйста. Для этого ты должен очень хорошо поработать. Посмотрим на это с цифрами в руках. Допустим, один хозяин дома может управлять 15 000 кв.м. жилья, это от четырех до шести домов. Владельцы квартир должны примерно платить 15 рублей за квадратный метр. Это 100% платежа. Посчитаем: 15 руб. х 12 месяцев х 15 000 кв.м. = 2700000 рублей. 10% = 270000 рублей в год. Средняя заработная плата хозяина дома, управляющего 15000 кв.м. жилья равна 18000 рублей за один месяц. Но это только одна часть заработной платы. Вторая часть также важна. Сегодня в среднем собираемость квартирной платы составляет 88%. 12% мы каждый раз оставляем жителям. Так пусть хозяин дома заберет себе эти 12%, у него будет хороший стимул вовремя и в полном объеме собирать платежи.
Кто-то подумает, что в должности хозяина дома можно ничего не делать и только деньги собирать. Представьте себе человека, который для жильцов своих домов ничего не делает, но числится хозяином дома и пытается собрать 100% денег. Если он ничего для вас не сделал, то вы и платить ему не станете. Но если хозяин дома раскланивается с вами, знает о вас все, создает комфортные условия для проживания, предпочитает, делать профилактику инженерных систем и сантехники в ваших квартирах, чем доводить дело до аварий, жильцы платят ему вовремя.
3) Третий элемент заработной платы хозяина дома заключается в его умении беречь теплоэнергию. На этом также можно очень хорошо заработать, создавая жильцам своих домов максимально комфортные условия проживания.
P.S. (Каждый заинтересованный размерами заработной платы управдомов-частных предпринимателей может побывать на специализированных семинарах, которые председатель Комитета по жилищной политике регулярно проводит для работников ЖКХ. Объем материала не позволяет привести математические расчеты, проведенные П.А. Ворониным по ходу интервью).
- Петр Александрович, это очень хорошие деньги, и за них можно поработать.
- Да. За такую заработную плату можно постараться. И тепло будут беречь, и дома содержать в хорошем состоянии, и территории убирать, смею вас заверить. Но для этого необходимо исключить монополизацию и ввести конкуренцию хозяев дома друг с другом внутри Управляющей компании. И если один работает плохо, у него нужно отобрать жилые дома и передать другому. Когда появляется конкуренция, каждый будет не просто меньше тратить, он будет тратить ровно столько, чтобы и на себя хватило, и чтобы жители были довольны.
- Петр Александрович, конкуренцию между хозяевами дома организовать можно. Но как бороться с монополистом в лице энергетиков, с тем же «Иркутскэнерго»?
- Поставьте на крышу своего дома отдельный теплоисточник на сжиженном бытовом газе и откажитесь от услуг «Иркутскэнерго». В Германии конкурируют между собой электрические станции. На юге Германии основная часть потребителей выбирает электрическую энергию, поставщиком которой является одно из предприятий на юге Франции.
- И что? Никаких проблем?
- Никаких проблем нет. Поэтому все, что касается конкуренции, становится понятным сразу, когда появляется хозяин дома. Мы говорили, что «де факто» существует муниципальная собственность, а «де юре» нет. Когда нет «де юре», можете представить себе в роли собственника мэра, который избрался на 4 года? Собственность всегда служила для получения доходов, для извлечения прибыли. И вот когда 1/3 часть этой собственности просто вытащена таким образом и находится в монополии, когда нет борьбы за жителя, мы ничего с вами не добьемся, если не будет конкуренции. Конкуренция на уровне Управляющих компаний должна быть активной. Товарищество собственников жилья должно быть выгодным. Люди сами создают Товарищества собственников жилья и сами выбирают Управляющую компанию. Ни в коем случае не мэр, потому что он может это сделать субъективно. Потому что если бизнес будет выгодным, мэр либо сам на него сядет, либо своего сыночка посадит. Да и жители, не будучи в курсе, какая Управляющая компания лучшая, могут согласиться с тем, что им даст мэр. Конкуренция возможна даже на уровне слесаря-сантехника. Если я хозяин дома, я все проблемы постараюсь предотвращать за счет качественной профилактики. Потому что, если ко мне придут с заявкой, что в доме авария, мне придется тратить гораздо больше денег, чем это потребуется для предупреждения сбоя. Хозяин дома просто будет знать, кто из слесарей-сантехников лучший, кто придет и сделает работу качественно и надолго.
- Петр Александрович, есть ли подвижки в реформировании ЖКХ в Иркутске?
- Нет.
- Почему?
- Недавно администрация Иркутска объявила о введении Управляющих компаний, но они ее делают по-советски.
- Это как?
- Очень просто. Во-первых, не предусмотрен механизм стимулирования хозяев дома. Основное звено реформы ЖКХ - это хозяин дома. Но в Иркутске пошли по пути сохранения пресловутых РЭУ, ЖЭУ, Трестов жилищного хозяйства. По их схеме ТЖХ должен нанимать хозяев дома. Надо полагать, что никаких серьезных изменений не произойдет, потому что управдомов-частников начинают садить на то, с чем сами не справляются. В центре Иркутска очень много деревянного, разваленного жилья, все предместье Марата из него состоит. Вот их и отдают в управление хозяевам дома. Во-вторых, никакого классического подхода иркутяне не принимают.
- Это непонимание или нежелание реальных преобразований?
- Я думаю, что это непонимание. Мы с вами живем в России, в которой 80 лет существовал социализм. Наши люди представляют собой третье поколение, которое не знало других взаимоотношений в ЖКХ. Все привыкли надеяться на государство, которое должно все сделать.
- Вы хотите сказать, что патерналистские взаимоотношения советского государства со своими гражданами искалечили нас всех?
- Я считаю, что нельзя было проводить бесплатной приватизации жилья. Когда я был депутатом Областного Совета народных депутатов, мы разработали свой закон, в котором не было никакой бесплатной приватизации. Те же немцы до сих пор пальцем у виска крутят по поводу российской приватизации. В Германии, когда решили провести приватизацию, обязали граждан, берущих квартиру в свою собственность, выполнять n-ное количество законов в отношении так называемой общей собственности. У нас ничего этого нет. Мешают корни социалистического сознания. А государство по-прежнему все жилищно-коммунальное хозяйство держит в условиях социалистической экономики, боясь, что кто-то что-то туда принесет.
Давайте подумаем вот над чем: 48% жилья в России еще не приватизировано. Нужно срочно принимать закон о прекращении бесплатной приватизации жилья, предположим, с одной из этих дат: 1 июля или 1 января 2006 года, а может быть, с 1 июля 2005 года. Если кто-то еще хочет приватизировать свою квартиру, пожалуйста. Но с 1 июля 2005 года такой возможности уже не будет. Я сейчас скажу крамольную идею, которую вы наверняка не воспримете! Нельзя бесплатно приватизировать жилье, все должны платить определению цену. Весь неприватизированный жилой фонд, пусть его останется 20%, должен быть бесплатно передан в собственность Управляющих компаний. Но для этого должно быть образовано ООО или ЗАО со 100% государственным уставным капиталом Управляющей компании. Если в распоряжении директора Управляющей компании к тому времени будет 4000 приватизированных квартир, городская администрация говорит: «Стоимость этих квартир на сегодняшний день составляет 800 млн. рублей. Мы тебе передаем собственность на 800 млн. рублей, если ты хочешь что-то вложить свое, скажем 2-3-10 млн. рублей своих средств, давай создадим общий капитал». Но ни один из них не сможет найти столько денег, чтобы перевесить государство. Не сможет. При этом, когда у Управляющей компании появляется в собственности 4000 квартир, они должны служить инструментом залога, чтобы брать кредиты в банке. Государство должно взять на себя ответственность за гашение процентов. Оно не должно тратить бюджетные средства на капитальный ремонт жилья, оно должно гасить проценты по кредиту, который должен вкладываться в модернизацию и реконструкцию жилого фонда с тем, чтобы жильцы потом в течение 10 лет могли оплатить эти вложения, а государство погасить проценты. У нас нет другого варианта, для того, чтобы спасти существующий жилой фонд.
- Петр Александрович, а жильцы остаются жить в этих квартирах или они арендуют их у Управляющей компании?
- Да, люди остаются в этих квартирах и платят за аренду.
- Кто будет определять величину арендной платы: государство или Управляющая компания?
- Нет. Правила игры устанавливает государство.
- Петр Александрович, вы с оптимизмом смотрите в будущее ЖКХ? Или для вас это просто ежедневная рутинная работа? Возможно ли, в принципе, лет через 5-6 навести в ЖКХ Иркутской области идеальный порядок?
- Это невозможно, пока будет сохраняться чисто российский парадокс, когда застройщик, инвестор и продавец триедин и выступает в лице одной строительной компании. Это же глупость. Какие дома сегодня строятся в Иркутске? Элитные. При существующей системе надо забыть про дешевое жилье, потому что некоторые компании имеют по 100-200 % прибыли и им совершенно ни к чему строить дешевое жилье.
Дешевым жилье будет тогда, когда фирма строит не для того, чтобы продать, а для того, чтобы оставить его у себя в собственности, чтобы сдавать в аренду. Ипотечные кредиты в той же самой Германии на 95% выдаются юридическим лицам и только на 5% физическим. Там строят дома в основном Управляющие компании. Компания, в которой я проходил стажировку, ежегодно строила 700
квартир. У нее в собственности было 76 тысяч квартир, по договорам она управляла 18 тысячами чужих квартир, и каждый год сама проектировала и строила 700 квартир.
- Ей было выгодно это?
- Конечно. С кем проще и выгоднее работать банку? С 2000 физических лиц или с одним юридическим лицом, которому он даст кредит в 1,5 млрд. евро на строительство жилья, которое будет построено и станет собственностью Управляющей компании? Ипотечный кредит берут под залог существующих квартир, имеющих спрос на рынке. Банкам это выгодно.
- Возможна ли насильственная пересадка чужого опыта управления жильем на российскую почву?
- Это практический опыт большинства стран мира, в том числе и в недавнем прошлом коммунистического Китая. Другого не существует. Мы в любом случае к этому придем. Другое дело, что мы придем тогда, когда дома начнут разваливаться не единицами, а десятками, не будет тепла, и некому будет их ремонтировать. На самом деле нам осталось максимум лет 10-15.
- Петр Александрович, надо полагать, вы заметили, что последние выступления президента России начинаются со слов о реформе ЖКХ?
- Совершенно верно. Премьер-министр Фрадков также, придя в Государственную думу, сказал, что в первую очередь нужно проводить глубокие реформы в ЖКХ. Все остальное, включая электроэнергетику, он называет вторым-третьим, потому что без структурной перестройки ЖКХ невозможна никакая реформа энергетики.
- Ну что ж, Петр Александрович, на этой оптимистической ноте мы и завершим нашу беседу.
Записала Хадича Дулатова