С 2005 года в Иркутской области действует региональная целевая программа «Молодым семьям – доступное жильё». За четыре года её реализации 485 молодых семей Приангарья смогли улучшить жилищные условия. По данным органов местного самоуправления, около 19 тысяч молодых семей в Иркутской области нуждаются в улучшении жилищных условий или приобретении собственного жилья. Из них 15 тысяч – полновесные семьи, в которых растут дети. Если сравнить эти цифры, становится понятно, насколько потребности превосходят возможности. Заместитель министра Иркутской области по физкультуре, спорту и молодёжной политике Игорь Иванов считает, что программу «Молодым семьям – доступное жильё» нужно поддерживать и развивать всеми силами. Хотя бы потому, что Иркутская область нуждается в молодёжи не меньше, чем молодёжь – в жилье.
– Игорь Владимирович, на какой срок рассчитана реализация программы и сколько средств предусмотрено на её финансирование?
– Программа долгосрочная, рассчитана до 2019 года. В настоящее время она реализуется в разрезе национального проекта «Жилище». На протяжении последних лет наша программа – постоянный участник и победитель федерального конкурса региональных программ. Залог успеха сегодня – в чёткой работе региона, взаимодействии областных властей с федеральным центром и муниципальными образованиями.
Такая политика даёт плоды. Если проследить динамику финансирования, можно увидеть, что в 2007 году областной бюджет выделил 28,2 млн., федеральный – 11,8 млн. Но уже в следующем, 2008 году суммы были на порядок увеличены. В областном бюджете на реализацию программы предусмотрено 60 млн. А благодаря победе в общероссийском конкурсе нам удалось привлечь из федерального бюджета дополнительные 91,8 млн. С другой стороны, область заинтересована в существовании таких программ в муниципалитетах и всячески помогает им на этапе разработки и формулирования механизмов.
– Какие условия должен выполнить муниципалитет, чтобы войти в обойму участников?
– Есть целый ряд обязательных условий. Претендовать на получение средств из областного бюджета могут только те территории, в которых разработана соответствующая муниципальная программа. Следующая ступень – региональный отбор. Его тоже не все проходят. Программа должна быть, во-первых, финансово обеспеченной за счёт средств местного бюджета. Во-вторых, механизмы, по которым работает областная программа, должны находить своё отражение и продолжение в муниципальной.
В 2005 году в региональной программе участвовали девять территорий. Это Ангарск, Братск, Зима, Иркутск, Саянск, Тайшет, Усть-Илимск, Шелехов и Черемховский район. В 2008 году их стало уже пятнадцать. При этом муниципальная программа «Молодым семьям – доступное жильё» действует в 22 территориях. Часть из них просто не вошли в региональную программу из-за несоблюдения каких-то условий. Так что рост налицо.
Сдерживает финансовое обеспечение. Мы понимаем, что на сегодня это большая проблема в территориях. Тем не менее муниципалитеты, заинтересованные в том, чтобы в посёлках, деревнях и городах жили молодые люди, стараются принять такую программу, найти средства на её исполнение, чтобы закрепить у себя специалистов. Если не всё, то очень многое зависит от той позиции, которую занимают органы местного самоуправления.
– Что требуется от молодой семьи, которая намерена претендовать на социальную выплату?
– Для участников существуют два основных критерия. Первый – возрастной, его устанавливает программа. Возраст супругов не должен превышать 35 лет. Это нововведение нынешнего года, потому что до сих пор программа была рассчитана на людей до 30 лет. Но Федерация и регион пошли на то, чтобы расширить рамки участников и поднять возрастную планку. Второй главный критерий – нуждаемость в улучшении жилищных условий. Попросту говоря, нужно собрать справки и доказать, что твоя семья нуждается в улучшении жилищных условий.
В каждой муниципальной программе прописаны требования и перечень документов, которые молодая семья должна собрать. Соответственно муниципалитет формирует и очередь. Область, со своей стороны, оказывает содействие и следит за корректным исполнением программы. Каждое частное обращение от граждан, каждую жалобу, которая приходит в наш адрес, мы рассматриваем.
– Какие механизмы работают в программе, на что именно может рассчитывать молодая семья, ставшая её участником?
– Жизнь постоянно вносит свои изменения и коррективы. Например, в 2005 году работал только один механизм – предоставление субсидий на погашение части процентной ставки полученного кредита или займа. Молодая семья, получив кредит, брала на себя выплату тела кредита, а государство оплачивало проценты. Этот механизм работает и сейчас, но он уже далеко не единственный.
Позже был введён ещё один механизм – выделение субсидии на покупку или строительство жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита. Дело в том, что приобретение готового жилья не всегда актуально для сельской местности. Там гораздо проще и дешевле построить свой дом. Поэтому с 2006 года в программу включён новый механизм, который позволяет получить средства на постройку дома. Этой возможностью пользуются многие муниципалитеты, например Иркутский район.
Теперь о размерах субсидии. Если молодая семья состоит из двух супругов, государство компенсирует им 35% от стоимости жилья. Если есть один ребёнок и более – 40%. При рождении ребёнка в семье – участнице программы происходит перерасчёт в сторону увеличения субсидии, исходя из расчёта квадратных метров. Это ещё один мотивирующий момент.
Механизм определения средней стоимости квадратного метра заложен на муниципальном уровне. Соответственно, для Иркутска стоимость одна, а для Зимы – совсем другая. Она достаточно гибкая и приближена к условиям территории, на которой работает программа.
– По большому счёту программа работает по принципу: тому, кто имеет, добавят, а кто не имеет, так и останется ни с чем.
– А под лежачий камень и вода не течёт, это старинная народная мудрость, веками проверенная. В программе сознательно заложен социально-поощрительный механизм. Муниципалитет на каждый вложенный рубль получает рубль из областного бюджета и три рубля из федерального, кроме того, привлекает для семьи шесть заёмных рублей из внебюджетного источника. С одной стороны, муниципалитет решает проблемы молодой семьи, тем самым закрепляет у себя молодые кадры, улучшает демографию, а с другой – стимулирует местную строительную отрасль.
Тенденция, взятая в 2007-2008 годах, хорошая, и она показывает, что региональная власть уделяет программе пристальное внимание и финансирует её. Это в свою очередь позволяет привлекать средства федерального бюджета. Если регион готов вкладываться в такую программу, федерация даёт средства в большем объёме.
На будущий год по паспорту программы планируется выделить на её реализацию 30 млн. рублей из областного бюджета. Осталось дело за малым – возможностями бюджета, согласованием позиции региональной исполнительной и законодательной властей и слаженной работой органов местного самоуправления.