16 июня 2008 г.
Управление многоквартирными домами в России должно перейти на рыночную основу
Кривая реформа
По замыслу инициаторов реформы ЖКХ, с 1 мая 2008 года управление многоквартирными жилыми домами в России должно перейти на рыночную основу. Для этого собственникам квартир следовало выбрать управляющую компанию (УК) для своего дома, в противном случае местные власти должны были назначить УК в ходе специальных конкурсов. В любом случае рынок жилищно-коммунальных услуг должен был оказаться в руках частных структур, в том числе мелких компаний.
В жизни, однако, пока все выходит иначе, по крайней мере в Петербурге. После серии апрельских конкурсов по выбору УК для неопределившихся домов ситуация такова: 68% всего жилого фонда управляет 41 государственный жилкомсервис (ЖКС), 32% – 48 частных УК. В результате две трети от 30 млрд рублей в год, составляющих, по оценкам экспертов, объем рынка жилищных услуг в Петербурге, осваивают госкомпании и только треть досталась частному бизнесу.
Проводившиеся чиновниками конкурсы на эту ситуацию повлияли слабо – ими было охвачено всего около 1,8 тыс. домов. Более 17,5 тыс. домов сами выбрали способ управления, и 13 тыс. из них предпочли не создавать ТСЖ, а передать все права управляющим компаниям – в большинстве случаев государственным ЖКС. Руководители Жилищного комитета разводят руками: мол, таков выбор собственников квартир – они, с одной стороны, не хотят заморачиваться созданием ТСЖ, а с другой – при выборе управляющей компании, видимо, опасаются приглашать неизвестных частников, тем более что ЖКС стали работать гораздо лучше. Однако, по мнению специалистов, основной причиной внезапной «любви» населения к бывшим ЖЭКам стало то, что районные чиновники и сами ЖКС совместными усилиями препятствуют работе ТСЖ и приходу в дома частных компаний, да и, по-видимому, фальсифицируют волеизъявления жильцов.
Мало того что создавать ТСЖ стало гораздо труднее из-за усложнившихся правил регистрации, но и вступить в управление домом непросто – ГУЖА нередко не выдает ТСЖ техническую документацию (ссылаясь на ее отсутствие), без которой невозможно заключить договоры с монополистами. Тандем чиновников и ЖКС пытается повернуть в свою пользу даже процесс создания ТСЖ – они инициируют образование таких товариществ, которые тут же передают функции эксплуатации дома жилкомсервисам.
Чтобы убедить жильцов в симпатичности бывших ЖЭКов, проводится спешный ремонт, призванный показать заботу ЖКС о вверенном жилищном фонде. Впрочем, качество работ зачастую оставляет желать лучшего. Но даже если жильцы возмущаются халтурой и хотят отказаться от услуг ЖКС, сделать это на практике им очень трудно. Особенно если ТСЖ было инициировано самим жилкомсервисом. Недавно в редакцию обратились жильцы дома, где создано такое товарищество. Их неоднократные попытки сменить руководителей, по сути, навязанных районной администрацией (городу принадлежат 40% помещений дома), оканчивались ничем. Протоколы собраний неизменно признаются недействительными.
Ослабить связь чиновников с ЖКС могла бы приватизация жилкомсервисов. И председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов в прошлом году пообещал приватизировать большую часть ЖКС, «когда все дома выйдут на рынок». Сейчас на рынок формально вышло 99% домов (выбрали способ управления), однако торгов по ЖКС до сих пор не объявлено.
Но сколь веревочке ни виться, а конец будет. Директора ЖКС получили от своих друзей-чиновников главное, что им нужно для бизнеса, – долю рынка. А зависимость от районных администраций, по некоторым сведениям, их тяготит. Так что вскоре они начнут сами давить на городские власти, требуя приватизации своих компаний. И хотя эта приватизация наверняка пройдет в их пользу, будет сделано главное – государство реально уйдет с рынка жилищных услуг. И если к тому времени «просыпающиеся» жильцы начнут требовать от своих управляющих качественной работы, то никакие чиновники уже не смогут помешать установлению в этой сфере нормальных рыночных отношений, что неизбежно приведет к повышению качества услуг. И цель реформы ЖКХ будет достигнута.